ВВЕДЕНИЕ
Структура международного и национального рынка изменилась. Современный рынок имеет определенные особенности, главной из которых является его включение в процесс глобализации. В глобальной экономике конкурентоспособность означает способность занять наиболее выгодную позицию в постоянно меняющейся маркетинговой среде, формирующейся под влиянием факторов, находящихся за пределами национальной экономики.
Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности предприятия с учётом особенностей современного рынка является наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующим требованиям международного рынка труда. Согласно современным концепциям управления люди являются одним из важнейших экономических ресурсов предприятия, влияющих на ее доход, конкурентоспособность и развитие. К сожалению, на сегодняшний день этот фактор является наислабейшим звеном в деятельности российских предприятий. Очень немногие отечественные фирмы, в том числе крупные заботятся об улучшении условий работы и мотивации своих сотрудников.
В настоящее время в целях привлечения и мотивации персонала система вознаграждения уже не идет только по пути увеличения денежной составляющей, но основывается на информации о рынке и индивидуальных договоренностях с руководителем. Она структурно усложняется, формализуется, становится не только более «внимательной» к потребностям сотрудников, но и более «чувствительной» к результатам его работы. Она становится все более гибким и точным инструментом, повышающим эффективность управления и стимулирующим сотрудника к большей отдаче в труде. Это обусловливает дополнительные требования к системе мотивации.
В связи с этим тема данного дипломного проекта, рассматривающего проблему совершенствования системы мотивации с целью повышения конкурентоспособности компании является, безусловно, актуальной и значимой.
Объектом данного дипломного проекта является компания «Рольф».
Предмет дипломного проекта – система управления мотивацией персонала.
Цель данного дипломного проекта состоит в анализе мотивационной структуры персонала в компании «Рольф», сопоставлении её с действующей системой мотивации трудовой деятельности и выработке предложений по совершенствованию данной системы для повышения конкурентоспособности компании.
В соответствии с поставленной целью в ходе дипломного проекта необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты управления мотивацией персонала на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику компании «Рольф»;
- проанализировать мотивационную структуру трудовой деятельности в компании «Рольф»;
- провести анализ и оценку действующей системы мотивации труда в компании «Рольф»;
- разработать предложения по совершенствованию системы мотивации персонала с целью повышения конкурентоспособности компании «Рольф»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Поставленные задачи определили структуру дипломного проекта, представленную вступительной частью, тремя основными главами и заключительной частью. Во вступительной части определяется предмет, объект, цели и задачи исследования. Первая глава рассматривает теоретические аспекты управления мотивацией персонала на предприятии. Во второй главе проводится исследование мотивационной структуры трудовой деятельности и анализ действующей системы мотивации персонала компании «Рольф». В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала компании «Рольф» с целью повышения её конкурентоспособности и оценивается их эффективность.
Методологическая основа дипломного проекта
В ходе выполнения дипломного проекта были использованы следующие методы:
1. теоретические:
- анализ научной литературы;
- теоретическое моделирование.
2. эмпирические методы:
- анкетный опрос персонала компании «Рольф».
3. методы обработки полученных данных:
- методика анализа мотивационной структуры трудовой деятельности, в том числе методы математической статистики.
Степень научной разработанности темы дипломного проекта.
Работы, ориентированные на исследование общей стратегии управления персоналом, в которых стратегия по подбору персонала либо не анализируется совсем, либо дается поверхностный анализ. В эту группу можно отнести работы таких авторов как Шлендер П.Э., Шапиро С.А., Шаш Н.Н., Арутюнов В.В., Волковысский И.В., Кадария Ф.Д., Шепелев Е.М.,. П.В. Журавлева, С.А. Карташова, Н.К. Маусова и Ю.Г. Одегова и др. В следующую группу работ входят те, которые затрагивают стратегию по управлению персоналом, в них обращается внимание и на стратегию мотивации персонала. Также, одной из наиболее интересных работ, которую можно отнести к данной группе, является книга Шекшни С.В. и Ермошкина Н.Н. “Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета”. Кроме того, можно назвать работы Ануфриевой И.М., Ивановской И.В., Кибанова А.Я., Соколовой М.И., Дементьевой А.Г., Аширова Д.А. и т.д.
Существенными источниками информации по теме управления персоналом являются специализированные периодические издания, такие как “Управление персоналом”, “Персонал-микс”, “HR дайджест”, “Карьера”, “Справочник кадровика” и т.д. а также социологическая периодика, прежде всего, журнал “СОЦИС”. Кроме этого, дополнительные данные можно получить с помощью ресурсов Интернет, прежде всего таких сайтов как www.hrm.ru, www.job.ru, www.hr-zone.net, www.begin.ru, www.hr-journal.ru и др.
В качестве примера зарубежной литературы, которая использовалась при подготовке к написанию дипломного проекта, можно выделить таких авторов как Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф., Друкер П., Армстронг М., Берн Э., Стаут Л.У., работы Нордстрема К.А. и Риддерстрале Й.
Таким образом, тему данного дипломного проекта нельзя назвать детально проработанной, поскольку в существующих публикациях отсутствует целостный взгляд на управление персоналом и существующие проблемы в этой области, в частности, на управление мотивацией.
Практическая значимость и апробация результатов работы.
Практическая значимость работы определяется прикладным характером исследования, направленным на разработку предложений по совершенствованию системы мотивации компании «Рольф». Результаты работы могут быть использованы на практике в целях повышения конкурентоспособности компании.
Глава 1. Управление мотивацией персонала как фактор конкурентоспособности предприятия
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов [1, с.24].