Предлагается использовать два основных варианта поощрения работников за сэкономленное рабочее время. Первый - материальный, второй - фактор свободного времени. В первом случае работник получает коллективную премию за снижение издержек на оплату труда в стоимости готовой продукции. Во втором случае сэкономленное рабочее время присоединяется к отпуску, предоставляемому в удобное для работника свободное время.
Данный вид стимулирования предлагается организовать для мастеров и автомехаников компании «Рольф».
Анализ деятельности предприятия показал, что на неэффективные затраты рабочего времени (простои) приходится зачастую четвертая часть рабочего дня. Поэтому для предприятия выгоднее разрешить персоналу уходить с работы досрочно, чем платить ему за простои.
В настоящее время система материального стимулирования в компании «Рольф» достаточно эффективно справляется с задачей организации основной деятельности, но никаким образом не поощряет развития в сотрудниках требуемых креативных качеств. Следует отметить, что в компании уже существует система немонетарного поощрения, но в ней нет четких критериев оценки. Сформулируем основные требования, которым должна соответствовать будущая система социально-психологического стимулирования:
1) четкость критериев получения вознаграждения, каждый сотрудник должен ясно осознавать, за что он получает вознаграждение;
2) система нематериального стимулирования должна быть направлена на развитие в сотрудниках креативных качеств. В отличие от систем премирования, направленных на выполнение какой-либо производственной функции, то есть того, без чего организация в принципе нормально функционировать не может. Соответственно, лишение премии означает сбой (или большую его вероятность) на каком-то участке работы;
3) награждение отличившихся сотрудников необходимо проводить периодически и чаще, чем 1 раз в год. Производить награждение отличившегося персонала предлагается на торжественных собраниях, посвященных подведению итогов работы за квартал.
Учтём, что перед компанией стоит задача повышения эффективности во всех сферах своей деятельности, а также решения ряда нестандартных задач. С учетом этого предлагается реализовать следующую систему (см. таблицу 3.2).
Таблица 3.2
Показатели социально-психологического стимулирования и виды поощрения
Наименование показателя стимулирования |
Результат работы |
Вид поощрения |
Предложение по решению нестандартных задач, поставленных руководством |
Одобрен руководством |
Почётная грамота, Доска почёта или занесение в «Книгу почёта компании» в зависимости от значимости решённой задачи |
Не одобрен руководством |
Устная благодарность руководства | |
Предложения по улучшеням (повышению эффективности работы, улучшению условий труда и пр.) в какой-либо сфере деятельности компании |
Одобрен руководством |
Почётная грамота, Доска почёта, в исключительных случаях занесение в «Книгу почёта компании» |
Не одобрен руководством |
Устная благодарность руководства | |
Оригинальность в решении задачи |
Почётная грамота | |
Добровольное взятие на себя к-л обязательств, не оговорённых должностными обязанностями (напр., организация дружеского матча) |
Устная благодарность руководства | |
Умение работать в команде |
Почётная грамота |
При этом данный перечень не должен быть закрытым, каждый случай проявления сотрудником своих лучших творческих и инициативных способностей, не указанный в вышеприведенной таблице, должен рассматриваться и вознаграждаться отдельно.
Сотрудник должен вознаграждаться в любом случае - получило его решение одобрение руководства или нет. При этом все предлагаемые предложения необходимо документировать, чтобы позднее при изменении каких-либо внешних или внутренних факторов вернуться к рассмотрению данного предложения. Итоги предлагается подводить 1 раз в квартал, в том числе и по лицам, "вывешиваемым" на Доску почета.
Награждение персонала предлагается осуществлять генеральным директором компании в торжественной обстановке в присутствии всего трудового коллектива.
Проведём оценку эффективности каждого из предложенных мероприятий по усовершенствованию системы мотивации персонала в компании «Рольф».
Реализация проекта повышения квалификации персонала в 2012-2014гг. позволит повысить уровень мотивации, что благоприятно отразится на постоянстве трудового состава, эффективности и качестве работы персонала. Основными показателями, по которым в данном случае целесообразно проводить оценку, является производительность труда работников и текучесть персонала.
В первую очередь спрогнозируем основные показатели деятельности предприятия на 2012-2014гг. линейным методом в случае, если проект повышения квалификации не будет реализован (см. таблицу 3.3).
Таблица 3.3
Прогнозные значения основных показателей деятельности без реализации проекта повышения квалификации, млн.руб.
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Темп прироста 2013/2012, % |
Темп прироста 2014/2013, % |
Выручка |
30,4 |
35,8 |
45,6 |
52,47 |
61,29 |
68,81 |
15,06 |
16,81 |
Численность персонала, чел. |
829 |
808 |
781 |
758,00 |
732,33 |
708,44 |
-2,94 |
-3,39 |
Прибыль до налогообложения |
10,2 |
16,9 |
23,9 |
30,36 |
37,07 |
43,55 |
27,01 |
22,11 |
Чистая прибыль |
7,75 |
12,84 |
19,12 |
24,60 |
30,61 |
36,26 |
28,65 |
24,43 |
Производительностьт труда, млн.руб./чел. |
3,67 |
4,43 |
5,84 |
6,92 |
8,37 |
9,71 |
18,55 |
20,91 |