Из этих данных таблицы можно сделать вывод о том, что при переходе от ценностных ориентиров к прагматическим по типам мотивации произошло снижение процента распределения работников из I типа (ценностная ориентация) в сторону III типа (практическая ориентация). Почти у всех опрошенных преобладает средняя сила мотивации и мотивация сохранения.
На основе средних баллов произведем ранжирование ценностей труда. Результаты ранжирования ценностей занесем в таблицу 2.8. Затем проведем сравнительный анализ требований на уровне ценностного сознания с требованиями на уровне практического сознания, который представим в виде таблицы 2.10.
Таблица 2.10
Ранжирование ценностей труда на основе результатов обработки по средним баллам
Ранг |
Впр |
Ценность труда |
Ср. балл |
1-2 |
20 |
Возможность применять свои знания и способности |
2,6 |
1-2 |
23 |
Интересная работа, доставляющая удовольствие |
2,6 |
3-4 |
18 |
Возможность общения с людьми |
2,2 |
3-4 |
25 |
Возможность повышать квалификацию, пополнять знания |
2,2 |
5-6 |
14 |
Возможность получить жильё, устроить ребёнка в садик, получить путёвку |
2,1 |
5-6 |
22 |
Возможность обеспечить достаток в доме, приобретать, что захочется |
2,1 |
7-9 |
13 |
Быть самостоятельным в работе, решать самому, что и как делать |
1,9 |
7-9 |
17 |
Хороший заработок |
1,9 |
7-9 |
24 |
Возможность выпускать продукцию, пользующуюся спросом |
1,9 |
10-12 |
15 |
Возможность выполнить свой долг перед обществом, делать то, что необходимо |
1,8 |
10-12 |
21 |
Возможность продвижения по службе |
1,8 |
10-12 |
26 |
Возможность заслужить уважение окружающих |
1,8 |
13 |
19 |
Возможность приносить пользу людям |
1,7 |
Проследим изменение рангов потребностей при переходе от ценностного к прагматическому сознанию (см. Приложение №7).
Из нашей таблицы видно, что при переходе от ценностного сознания к практическому немного снизилась ценность потребности «Возможность применять свои знания и способности» - переместилась с 1-2 места на 3е. Так же снизилась и ценность потребности в «Интересной работе, доставляющей удовольствие». Зато сильно возросла ценность «Хорошего заработка».
Самыми невостребованными оказались потребности «Возможность приносить пользу людям» и «Возможность выпускать продукцию, пользующуюся спросом»
Оценка возможностей удовлетворения требований к работе на основе соотношения между требованиями, предъявляемыми к работе, и возможностью их удовлетворения показывает стимулирующий потенциал данной группы работников и степень его реализации. Поэтому необходимо проследить, как же соотносятся требования к работе, предъявляемыми работниками, к возможности их удовлетворения в рамках данной организации (см. Приложение №8). Для этого необходимо вычислить средние значения баллов на вопросы, отвечающие за возможность удовлетворения потребностей в трудовой деятельности (см. Приложение №9).
Таким образом, мы видим, что наиболее приоритетные требования при возможности их удовлетворения отходят на более низкие позиции. Например, «Хороший заработок», с точки зрения возможности удовлетворения по сравнению с требованиями с 2 места переместился на 8-10, а «Возможность применять свои знания и способности» с 3го на 6-7. Исключение составляет «Возможность общения с людьми», этот пункт снизился всего на одно место.
Определение тесноты связи между удовлетворенностью, типом мотивации по ориентации, по требованиям, силой ценностной ориентации и силой требований, а также направленностью мотивации.
Различные параметры удовлетворенности трудом представлены вопросами 1, 2, 6, 7, 9, 12, 33, 85 анкеты. Это может быть удовлетворенность социальным статусом, производственной ситуацией, содержанием труда, жизнью и т.д.
Анализ будем проводить на основании вопроса 2 – «Удовлетворены ли вы в целом нынешней работой».
1. Выявим корреляционную зависимость удовлетворенности трудом с типом мотивации и проследим распределение респондентов при ответе на второй вопрос в зависимости от типа мотивации (см. таблицу 2.11).
Таблица 2.11
Распределение респондентов при ответе на вопрос об удовлетворенности в зависимости от типа мотивации по ценностной ориентации
Мотивационная характеристика |
Варианты ответа |
Nxi | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
I |
2 |
2 |
1 |
х |
х |
5 |
II |
х |
х |
х |
х |
х |
0 |
III |
2 |
2 |
х |
1 |
х |
5 |
Nyj |
4 |
4 |
1 |
1 |
0 |
10 |