Рисунок 1.1 – Иерархия продвижения.
На первых этапах, когда продукт малоизвестен, целью продвижения должно быть предоставление информации и формирование первичного спроса. На наиболее поздних стадиях, когда целью становится предпочтение, компания создает положительные отношения и чувства к своей продукции и пытается удовлетворить селективный спрос. На стадиях убеждения и покупок целями продвижения становится стимулирование и сохранение намерений потребителей.
Также в план продвижения входит структура – это общая конкретная коммуникационная программа фирмы, состоящая из сочетания рекламы, общественного мнения, персональных продаж и стимулирования сбыта. Компания редко использует какую-либо форму продвижения в большинстве случаев используется комбинация таких форм, так как каждый вид продвижения выполняет различные функции и поэтому дополняет другие.
Используют такие формы как:
- реклама;
- личные продажи;
- стимулирование сбыта;
- формирование общественного мнения;
- паблик рилейншз;
Рассмотрим каждую форму по отдельности. Первая форма – реклама. Реклама – это любая оплаченная определенном спонсором форма неличного представления идей, товаров и услуг. Хорошие рекламные сообщения особенно важны в сегодняшней дорогостоящей и хаотичной рекламной среде. Сегодняшние рекламные сообщения должны быть творчески продуманы и спланированы, интересны и полезны потребителям, без чего они не смогут привлечь и удержать внимания.
Персональные продажи – предоставление товара одному или нескольким потенциальным клиентам, осуществляемое в процессе непосредственного общения имеющее целью продажу и установление длительных взаимоотношений с данными клиентами. Стимулирования сбыта – единовременные побудительные меры, стимулирующие покупки потребителей и отличные от рекламы, формирования общественного мнения и персональных продаж. Формирования общественного мнения – неличное стимулирования спроса на товар, услугу или деятельность посредством помещения коммерчески важных новостей в периодических изданиях или получения благоприятных презентаций на радио, телевидении или сцене, которые не оплачиваются конкретным спонсором. И последняя форма паблик рилейншз – построение хороших отношений компании с различными слоями общественности при помощи формирования благоприятной известности, развития хорошего корпоративного имиджа и блокирования распространения неблагоприятных слухов, историй и мероприятий, связанных с компанией.
На рынке потребительских товаров по значимости виды продвижения могут быть расположены в следующем порядке: реклама, стимулирования сбыта, персональные продажи, формирования общественного мнения. В каждой из указанной категории используются отдельные специальные инструменты, такие, как коммерческие презентации, выставка продукции в точках продаж, специальная реклама, торговые выставки, ярмарки, демонстрация товаров и услуг, брошюры, конкурсы, премии и купоны.
Одновременно только этим специальными инструментами продвижения коммуникации не ограничиваются. Вид товара, его цена, форма и цвет упаковки, а также магазины, которые их продают, - все это и многое другое также дает покупателям определенную информацию. Однако основная коммуникационная деятельность компании – система продвижения, хотя, конечно для большого влияния коммуникационных процессов вся программа маркетинга, продукт, цена и место должны быть хорошо скоординированы. Одна из самых трудных проблем маркетинга, стоящих перед компаниями, - определение средств на продвижение товаров и услуг один магнат однажды сказал: «Я знаю, что половина моих рекламных средств тратится впустую, но не знаю, которая из них» [13, с.71]
Также в дипломной работе мы рассматриваем стратегию продвижения. Стратегия продвижения - это комплекс мер на плановой основе по результативному воздействию покупателя. Главная цель продвижения – создать устойчивый спрос на продукцию организации. Стратегия продвижения, как правило, предусматривает: формирование спроса: дизайн системы продвижения, включаю маркетинговую логистику: формы реализации товара: стимулирование товара. Для формирования спроса в практике используется модели последовательности воздействия на покупателя. Одна из таких моделей представлена в таблице 1.1 из приведенной таблице видно, что реакции рыночного потребителя имеют три уровня: познавательный, эмоциональный, поведенческий.
Таблица 1.1 – Модель последовательности воздействия
Последовательность воздействия | Поведенческие цели продвижения | Инструменты продвижения |
Познавательная реакция: осведомленность о товаре; организации; знание |
Предоставление информации, обеспечение узнавания, знание потребителями характеристик продукции |
Реклама, создание позитивного общественного мнения в целевых аудиториях и деловых кругах общественности. |
Эмоциональная реакция: благожелательное отношение; знание |
Преодоление барьеров восприятия. Создание положительного образа, осознание ценности |
Реклама в средствах массовой информации, позиционирование, участие в ярмарках, выставках. |
Продолжение таблицы 1.1
Последовательность воздействия | Поведенческие цели продвижения | Инструменты продвижения |
Поведенческая реакция: убеждение в необходимости покупки; совершение покупки |
Стимулирование и сохранение намерений, достижение покупок товаров и услуг, поддержание постоянного сбыта |
Рекламные компании, социальные акции, презентации, демонстрации образов, телемаркетинг и масс-медиа. |
Познавательный уровень включает реакцию покупателя на знакомство с качеством потребительских характеристик предлагаемого продажи товара, услуги. Эмоциональный уровень выражает реакции покупателя через систему оценок увиденных товаров, услуг. Поведенческий уровень предполагает совершение покупки как необходимого акта удовлетворения потребности.
Дизайн системы продвижения включает компоненты проектирования и конструирование маршрутов продвижения и отпуска продукции с учетом потребностей покупателей. Дизайн маркетингового канала начинается с осознания требований целевых потребителей к качеству и сервисному обслуживанию. Среди ключевых элементов дизайна системы продвижения на первый план вступают: условия продаж; закрепление определенной территории; ценовая политика; маркетинговая логистика; широта товарного ассортимента; дополнительные услуги.