Под сезонностью понимают изменение динамических рядов, имеющих внутригодичную цикличность, зависящие от календарного периода года, явление природы, праздниками. Можно выделить несколько временных периодов, когда российские туристы проводят отдых за рубежом:
· Два летних месяца июль и август, особенно август – самый большой пик;
· Осенние школьные каникулы и ноябрьские праздники;
· Новый год и зимние каникулы;
· Весенние школьные каникулы;
· Первомайские праздники: 1 мая и День Победы.
Явления, подверженные сезонным изменениям, необходимо исследовать на предмете наличия основной тенденции развития. Для этого необходимо распределить объем изменения явления между сезонной составляющей и основной тенденцией.
Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:
· Природно–климатических – количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;
· Экономических – структура потребления товаров и услуг, формирование платежно-способности спроса по средствам предложения;
· Социальных – наличие свободного времени;
· Демографических – дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
· Психологических – традиции, мода, подражание;
· Материально – технических – развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно – оздоровительного обслуживания;
· Технологических – комплексный подход в предоставлении качественных услуг.
Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природо - климатических условий; к вторичным все остальные. Следовательно, существует реальная возможность влияние на сезонную неравномерность спроса в туризме. Рассмотри коэффициент сезонности в таблице 2.2.4.
Табл. 2.2.4 - Расчет коэффициента сезонности
Месяц | Сумма выручки в месяц, тыс. руб. | В среднем за 2 мес. | Коэффициент сезонности, % | |
| 2006 | 2007 |
|
|
1 | 2 | 3 | 6 | 7 |
Январь | 1098,5 | 1288,5 | 1193,5 | 198,9 |
Февраль | 1084,3 | 937,91 | 1169,1 | 194,9 |
Март | 1191,9 | 1452 | 1295,3 | 215,9 |
Апрель | 1303,7 | 951,55 | 1438,7 | 263,1 |
Продолжение таблице 2.2.4
Месяц | Сумма выручки в месяц, тыс. руб. | В среднем за 2 мес. | Коэффициент сезонности, % | |
| 2006 | 2007 |
|
|
1 | 2 | 3 | 6 | 7 |
Май | 1583,7 | 1975,33 | 1689,6 | 281,6 |
Июнь | 1614,2 | 2192,21 | 1743,9 | 290,6 |
Июль | 1891,5 | 2479,75 | 1998,7 | 333,1 |
Август | 1974,3 | 2641,78 | 2112,6 | 352,1 |
Сентябрь | 1708,2 | 2252,75 | 1822,9 | 303,8 |
Октябрь | 1563,4 | 1876,57 | 1666,1 | 277,7 |
Ноябрь | 1439,23 | 1450 | 1397,2 | 232,9 |
Декабрь | 1302,7 | 2181 | 1228,9 | 204,8 |
I | 1131,4 | 21646,52 | 18756,5 |