Таблица 3.3.
Расчёт экономической эффективности после внедрения
взаимозачётов ООО «Промсахар» с организациями
№ п/п |
Показатели |
Един. изме- рения | До внедрения |
После Внедрения |
Изменения | |
Абсолютные, в тыс. руб. |
Относительные, в % | |||||
1. |
Объём реал. пр-ции |
т.руб. | 305023 | 427032 | +122009 | 140 |
2. |
Себест-ть реал.пр-и |
т.руб. | 300037 | 420052 | +120015 | 140 |
3. |
Затраты на 1руб.РП |
руб. | 0,98 | 0,98 | ---- | 100 |
4. |
Прибыль от РП |
т.руб. | 4986 | 6980 | +1994 | 140 |
5. |
Чистая прибыль |
т.руб. | 3789 | 5305 | 1516 | 140 |
6. |
Рентабельность |
% | 1,7 | 1,7 | ---- | 100 |
7. |
Кред-кая задол-сть |
т.руб. | 2141,2 | 876,0 | -1265,2 | 40,9 |
После проведения данного мероприятия в ООО «Промсахар» кредиторская задолженность снизится предположительно на 59,1%, но как уже выше писалось, что часть задолженности погасится за счёт предоставления работ и услуг, поэтому надо полагать, что объём реализованной продукции, увеличится где-то на 40%, или на 122009 тыс. руб
Прибыль от реализации продукции возрастёт на 1994 тыс. руб., соответственно прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов увеличится на 40%, или на 1516 тыс. руб Рентабельность продукции не изменится, т.к. увеличение прибыли и себестоимости от реализации продукции произойдёт пропорционально и составит – 40%.
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность; структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчётов с покупателями и возможность их унификации; схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов; система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и прочее. Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления компании.
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения: наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (в днях): 0-30; 31-60; 61-90; 90-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности, приводимым в форме № 5 «Приложение к балансу предприятия», можно использовать коэффициент погашения дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии; так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течении двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, то можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются: направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
Весьма актуален вопрос о правомочности сопоставления дебиторской и кредиторской задолженности. Здесь позиции аналитика и бухгалтера могут быть диаметрально противоположными: первый допускает возможность сопоставления (в частности, весь анализ ликвидности и платёжеспособности с использованием специальных коэффициентов основан на таком сопоставлении), второй – нет.
Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные компании создают самостоятельные подразделения или дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приёмами работы с дебиторами, но и применять такие современные методы, как секьюритизация и факторинг.