Рис.3.1. Мероприятия по устранению кредиторской и дебиторской
задолженности.
В последнее время всё большее количество предприятий-должников всех форм собственности обращаются к реструктуризации.
Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в стране и регионе.
Переговоры о реструкруризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации – должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.
Каждая сторона в проблеме погашения долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.
Характер переговоров сторон о погашении долгов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров о погашении долгов в целях учета обоюдных интересов может быть следующей:
1. Признание законности требований по долгам и обязательствам.
2. Подтверждение возможности погашения.
3. Уточнение просроченных сроков по долгам.
4. Определение допустимых схем погашения долгов с учетом возможных реальных условий погашения на основе:
· Ценных бумаг;
· Предоставления товаров или услуг;
· Перехода задолженности в целевые займы;
· Взаимозачета при наличии встречных обязательств;
· Возможности уступки прав требования;
· Возможности поручительства перед кредиторами (со стороны банков, органов власти и других структур).
Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками , налоговыми органами и другими организациями.
Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:
1. Определение и анализ состава кредиторской задолженности.
2. Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.
3. Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.
4. Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.
Реструктуризация задолженности организаций по обязательным налоговым платежам перед федеральным бюджетом в 1999-2000 годах проводилась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».
Все организации, кроме нефтеперерабатывающих, имевшие задолженность по обязательным платежам перед федеральным бюджетом, имели право в период с сентября 1999 года по март 2000 года обратиться в соответствующие налоговые органы с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности при соблюдении условия по уплате 100 процентов текущих налоговых платежей в течении двух месяцев до 1 числа месяца подачи заявления.
Основное правило для начала процесса реструктуризации – полная уплата текущих платежей. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.
При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.
Организации, не имевшей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.
Организация должна будет при этом в полном объёме вносить начисленные текущие налоговые платежи и осуществлять платежи по утверждённому графику погашения реструктуризированной задолженности.
При рассмотрении результатов реструктуризации задолженности в отраслевом разрезе можно отметить следующее.
Среди организаций, которые пожелали урегулировать свою кредиторскую задолженность перед федеральным бюджетом, можно выделить предприятия газовой отрасли, железнодорожного транспорта, трубопроводного транспорта общего пользования, автомобильного и водного транспорта, геологии и разведки недр, черной и цветной металлургии.
Главной задачей организации является мобилизация налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктуризированной задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.
В МНС России поступает большое количество обращений глав администраций регионов, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, в которых высказывается мнение о необходимости урегулирования задолженности организаций, который в силу причин экономического характера, а также в связи с кратковременностью срока действия постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 не смогли своевременно подать заявления о предоставлении права реструктуризации налоговой задолженности перед федеральным бюджетом. Работа в данном направлении может быть продолжена только после принятия специального разрешения Правительства РФ по данному вопросу.
Рассмотрим данное мероприятие на примере ООО «Промсахар».
У предприятия всего – кредиторов на общую сумму задолженности – 46640 тыс. руб., из них :
Задолженность перед поставщиками и подрядчиками - 24764 тыс. руб.;
Задолженность перед персоналом организации – 2785 тыс. руб.
Задолженность перед государственными внебюджетными органами –
1748 тыс.руб., задолженность по налогам и сборам – 581 тыс.руб.
прочие кредиторы – 16762 тыс.руб.
Предлагается реструктуризировать данную сумму задолженности. То есть, если предприятие погашает сумму этой задолженности, из неё недоимка по налогам и сборам в 2003 году составляет 51% или 23620 тыс. руб., в течение четырёх лет, то ему полностью спишут задолженность по пени и штрафам, сумма которых составляет 23020 тыс. руб., (таблица 3.1.)
Таблица 3.1.
Расчёт эффективности после проведения реструктуризации
кредиторской задолженности
№ п/п |
Показатели |
Един. изме- рения | До Внедрения |
После Внедрения |
Изменения | |
Абсолютные, в тыс. руб. |
Относительные, в % | |||||
1. |
Объём реал. пр-ции |
т.руб. | 305023 | 457535 | +152512 | 150 |
2. |
Себест-ть реал.пр-и |
т.руб. | 300037 | 450055 | +150018 | 150 |
3. |
Затраты на 1руб.РП |
руб. | 0,98 | 0,98 | ----- | 100 |
4. |
Прибыль от РП |
т.руб. | 4986 | 6980 | +1994 | 149 |
5. |
Чистая прибыль |
т.руб. | 3789 | 5645 | +1856 | 149 |
6. |
Рентабельность |
% | 1,7 | 1,7 | ----- | 100 |
7. |
Кред-кая задол-сть |
т.руб. | 46640 | 23620 | - 23020 | 51 |