Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Правила проведения и формы безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РФ, а по технике исполнения – Центральным банком.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство « Дан энд Брэстрит» имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степени кредитоспособности и другие полезные сведения. В России подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.
Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями. Приведу пример некоторых из них:
1. Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).
2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.
3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.
В нашей стране опыт в исчислении резервов по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.
4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:
· процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;
· критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;
· системы наказания недобросовестных контрагентов.
5. Система предоставляемых скидок. В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.
Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств.
Аренда – это право предприятия-арендатора на распоряжение и пользование основными средствами предприятия-арендодателя.
Законодательством РФ установлены следующие виды арендных отношений: а) аренда предприятий (организаций) в целом или
производственных комплексов;
б) внутрихозяйственный арендный подряд (аренда отдельных це-
хов, производств и т.п.);
в) индивидуальная и групповая текущая аренда отдельных объек-
тов и аренда, осуществляемая отдельными лицами или коллек-
тивами. Здесь различают текущую (простую) аренду и аренду с
правом выкупа.
При простой текущей аренде право собственности на арендуемое имущество всех видов (здания, оборудование и т.п.) сохраняется за арендодателем со всеми видами ответственности с его стороны (уплата налогов на имущество, ремонт и реконструкция).
При аренде с выкупом (финансовой аренде) право собственности на имущество переходит к арендатору после полного выкупа этих арендованных объектов.
г) лизинг- сдача специальными лизинговыми фирмами (лизинго-
дателями) в аренду лизингополучателю производственного обо-
рудования на определённый срок.
Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно путём снижения уровня запасов, увеличения источников собственных средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.
На основе проведённого анализа технико-экономических показателей ООО «Промсахар» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую и дебиторскую задолженности. Таким образом, предлагается использование следующих мероприятий:
- реструктуризация кредиторской задолженности;
- взаимозачёты;
- аренда имущества дебиторов.
Схематически мероприятия представлены на рис.3.1.
Мероприятия по устранению кредиторской и дебиторской задолженностей | |||||||||||||
Реструктуризация кредиторской задолженности |
Взаимозачёты |
Аренда имущества дебиторов | |||||||||||
Дополнительная прибыль – 1856т.руб. |
Дополнительная прибыль – 1516 т.руб. |
Дополнительная прибыль –6203 т.руб. | |||||||||||