в) Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с целью превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят личностный характер (личный пример, авторитет). Главная цель положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное средство воздействия на коллектив убеждение. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом руководства является взаимоотношения работников. Социально – психологические методы позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения всего первичного коллектива (отдела).
г) Самоуправление - превращение всего трудового коллектива из объекта управления в субъект. Коллективная материальная и моральная ответственность побуждает участвовать в обсуждении всех аспектов хозяйственной деятельности. Обязательное участие в учете и контроле за мерой труда и потребления. Это не только самостоятельное принятие решений, но и их обязательное выполнение всеми членами коллектива. Следовательно, это личная ответственность всего первичного коллектива за выполнение решений.
Таким образом, в первой главе мы рассмотрели основные теоретические подходы к определению первичных коллективов. Рассмотрели основные понятия и виды коммуникаций первичных коллективов. Попытались проанализировать основные проблемы, связанные с коммуникациями первичных трудовых коллективов, посмотрели на особенности реализации коммуникаций в организационной системе.
Делая выводы, хотелось бы еще раз отметить, что коммуникации первичных трудовых коллективов являются необходимым звеном эффективной работы всей организации.
Общая характеристика ООО «ДТК»
ООО «ДТК» занимается оптово-розничной торговлей бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой, холодильным, технологическим и торговым оборудованием (ХТТО) на рынке г. Омска и Омской области.
На данном рынке предприятие занимает следующие доли: ХТТО – 10%, холодильники – 15%, газовые плиты – 7%, стиральные машины – 12%, пылесосы – 10%, мелкая бытовая техника – 20%:
Рис. 5. Доли рынка, занимаемые ООО «ДТК»
В 2008 году на данном рынке г. Омска и Омской области наблюдался значительный рост. Так, на холодильники объем продаж увеличился на 39% и составил 678 365 тыс. руб., на ХТТО – 24% и 807 164 тыс. руб, на газовые плиты – 32% и 715 967 тыс. руб. соответственно, на стиральные машины - 45% и 549 857 тыс. руб., на пылесосы – 8% и 189 457 тыс. руб., на мелкую бытовую технику – 53% и 275 684 тыс. руб. Это, прежде всего, связано с ростом доходов, а, следовательно, и покупательной способности населения; со снижением себестоимости некоторых позиций, а значит, и удешевления товаров.
Непосредственно для ООО «ДТК» положительными моментами в увеличении выручки и прибыли от основной деятельности являются местоположение предприятия, маркетинговая политика, незначительное количество конкурентов.
Основными конкурентами предприятия являются «Электронный рай» «Эльдорадо», «Технопарк», «Сибвез» и «Телетекст». К конкурентным преимуществам ООО «Домотехника можно отнести:
- предприятие расположено по адресу ул. 20 лет РККА, д. 300 и имеет свою ветку железнодорожных путей, что значительным образом сказывается на стоимости перевозок товаров в сторону снижения затрат;
- то, что предприятие находится в исторически сложившемся центре оптово-розничной торговли, а, следовательно, покупателям не приходится тратить много времени на дорогу до предприятия для выбора и приобретения товара;
- ООО «ДТК» работает по заказам, а значит, является привлекательным для потребителей;
предприятие работает напрямую с производителями без посредников, что также уменьшает себестоимость товаров;
- постоянно проводятся рекламные акции, нацеленные на привлечение клиентов (в 2007 году была проведена широкомасштабная акция «В розницу по оптовым ценам»).
В связи с этим доли на рынке распределены следующим образом:
Рис.6. Доли рынка
Сегодня по методам продвижения и некоторым ключевым характеристикам на омском рынке выделяет две группы компаний.
Первая группа, в которую входят компании «Эльдорадо» и «Электронный рай», охватывает 45-50% омского рынка. Сформирована группа в результате длительного применения маркетинговых технологий, основывающихся на удовлетворении потребительских ожиданий, использовании агрессивной рекламы и массированного демпинга. В результате данная группа связывается в сознании потребителей с низкими ценами, агрессивным маркетингом, но зачастую с невысоким качеством продукции и сервиса. Основные их рекламно-маркетинговые преимущества - лидерство по обороту, высокая известность брендов и их соответствию, господствовавшему долгое время на рынке требованию к снижению цены, система учета ожиданий потребителей. Главным недостатком является нередкое отсутствие доверия к качеству их товара и сервиса.
Вторая группа, в которой лидирует компания «Технопарк» (в нее входят «Технопарк», «ДТК», «Сибвез» и «Телетекст») имеет своим основным преимуществом более высокий рейтинг качества продаваемой продукции и поставляемого сервиса. В ней выше специализация, ниже маркетинговые издержки. В сознании потребителей группа соответствует качественной технике и сервису, но значительно менее узнаваема, то есть отстает в первую очередь в брендировании и продвижении.
Если «Эльдорадо», сделавшее ставку на оборот и снижающее любые внутренние издержки (введением самообслуживания и других технологий), предлагая множество товаров по низким ценам, лидирует на рынке, а «Электронный рай», по сути, копирует ее методы, то вторая группа («Технопарк», «ДТК», «Сибвез» и «Телетекст»), являющаяся в сознании потребителей группой «компаний-специалистов», которые могут акцентировать внимание на квалификации персонала, высоком уровне обслуживания покупателей и качестве предлагаемого товара, доступных (а не низких) ценах, централизованно своих преимуществ не подает.
Однако рынок быстро насыщается, темпы роста оборотов у сетей снижаются. Конкуренция разворачивается главным образом между форматами. Огромное значение приобретает качество ситуации продаж и постпродажного обслуживания, гарантируемые постоянным штатом высокопрофессиональных сотрудников. Покупательские тенденции фиксируются на поддержании уровня сервиса. Складывается ситуация повышенного требования, предъявляемого клиентами к специализации сетей.