К коллективным процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения коллектива, процесс группового давления, выработки решений.
Ко второй совокупности показателей относятся система коллективных ожиданий, система статусов и ролей членов коллектива. Положение личности в системе коллективных отношений характеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями.
Статус (или позиция) - это сумма, или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в коллективе и то, как его будут воспринимать другие члены коллектива. Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в коллективе.
По отношению к каждому члену у коллектива есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее — наказывается коллективом. То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через коллективные санкции.
Для понимания первичного коллектива как целого важно, прежде всего, проанализировать структуры самого коллектива: социометрическую и коммуникативную, а также структуру власти.
Социометрическая структура — это совокупность соподчиненных позиций членов коллектива в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержения, эмоциональных симпатий и антипатий между членами коллектива. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностирования - социометрической и ауто - социометрической методиками. [55, c.131]
Отметим важнейшие характеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений. Во-первых, это социометрические статусы членов коллектива. В соответствии с результатами социометрии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом коллектива. Статусы имеют различный "вес" в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов коллектива задает статусную иерархию, в которой выделяются:
- социометрические "звезды" - наиболее предпочитаемые члены коллектива, стоящие на вершине иерархии;
- высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержения;
- изолированные члены коллектива, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;
- пренебрегаемые члены коллектива, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;
- отверженные ("изгои") - члены коллектива, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.
Однако знания величины социометрического статуса недостаточно для точного представления о системе эмоциональных отношений в коллективе. Вторая характеристика системы - это взаимность эмоциональных предпочтений членов коллектива. Так для "звезды" важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в коллективе и комфортное состояние.
Третья характеристика структуры — система отвержения в коллективе. Социометрическая матрица дает возможность понять, как распределяются отвержения в коллективе. Например, в коллективе могут быть "козлы отпущения", которых не любит почти весь коллектив, или наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значительно над предпочтениями.
Наконец, четвертая характеристика социометрической структуры - наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно проанализировать не только само наличие - отсутствие таких мини-групп, но и исследовать взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовывались. Имеет значение, на какие группы ориентированы отверженные и изолированные члены группы, как соотносятся в этих группах люди с различными статусами. Возникающие в группе мини-объединения могут быть различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь внутри себя членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы.
Логическим продолжением рассмотрения первичных коллективов является область межгрупповых отношений, Эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знания и других гуманитарных наук. Вместе с тем, когда интерес к этим проблемам все же возникал и в сфере социологических отношений, они не отождествлялись здесь с особой предметной областью, но были, как бы растворены в других разделах других наук. Второстепенное положение проблематики межгрупповых отношений породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфичного в подходе к данной проблеме привносит социальная психология. В значительной степени этому способствовал и гипертрофированный интерес к изучению первичных коллективов, вся исследовательская стратегия строилась таким образом, чтобы сконцентрировать внимание на динамических процессах, происходящих внутри них. Конкретным выражением утраты социального контекста явилась, в частности, недооценка проблематики межгрупповых отношений.
Объединение людей в относительно обособленные коллективы, сопровождает процесс обособления и противопоставления внешнему окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между первичными группами. При этом социально-психологические общности или «сцепления» являются, своеобразной формой, которая в конкретных экономических условиях наполняется объективным общественным содержанием.
Производственно-экономические отношения, обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами людей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм коммуникационных отношений отношении.
Для определения коммуникаций первичных трудовых групп нужно определить что такое сами коммуникации и указать существующие виды самих коммуникаций.
Коммуникации – это обмен информацией между двумя людьми и более. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени. И это ясно, если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами.
Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления, носит название эффективных коммуникаций.