ООО «ДСК» делает все необходимое, чтобы сделать покупку продукции как можно быстрее, удобнее и комфортнее для клиентов. Для этого организация построила отлаженную систему работы с клиентами. Предприятие максимально старается сократить время продажи и отгрузки товара покупателю.
Условия труда трудно назвать идеальными, плохое оснащение рабочего места необходимыми средствами. На эту проблему влияет такой негативный фактор как низкий уровень информационных технологий. Внедрение новых технологий не является одной из важнейших прерогатив для предприятия.
Таким образом, ООО «ДСК», выполняя свою задачу по удовлетворению потребностей населения в качественном жилье путем строительства жилых домов в г. Набережные Челны, близлежащих городах Республики Татарстан и за ее пределами, на протяжении тридцати лет осуществляет производство и сбыт сборных железобетонных конструкций для крупнопанельного домостроения.
С целью определения сильных, слабых сторон организации, а так же возможностей и угроз, был проведен SWOT-анализ.
Для проведения SWOT-анализа были разработаны показатели, характеризующие внешнюю и внутреннюю среду предприятия ООО «ДСК».
К внешней среде предприятия ООО «ДСК» отнесены: рынок, конкуренция, поставщики, макросреда.
К внутренней среде «ДСК» – маркетинг, финансы, производство, управление и персонал.
Каждый элемент внутренней и внешней среды требует изучения и анализа.
Показатели внешней и внутренней среды оценивала экспертная группа. Для проведения SWOT-анализа были специально подобраны 7 экспертов, представленные в разных областях деятельности:
− представитель топ-менеджеров: Генеральный директор;
− представитель из каждой функциональной области деятельности внутренней среды предприятия ООО «ДСК»: коммерческий директор, главный бухгалтер, главный инженер;
− ведущие специалисты по производству железобетонных изделий: начальник производственного отдела, начальник технологического отдела, начальник отдела технического контроля.
Инструментом проведения SWOT-анализа является опросный лист. Всего для проведения SWOT-анализа использовалось 51 показатель: 23 показателя, характеризующие внешнюю среду предприятия, и 27 показателей, характеризующих внутреннюю среду предприятия (Приложение 2).
Для респондентов был проведен опрос, где предлагалось оценить показатели внешней и внутренней среды предприятия ООО «ДСК» по десяти балльной шкале (где 1 – самая низкая оценка, 10 – самая высокая оценка.). После того, как показатели внешней и внутренней среды были оценены экспертной группой, была разработана матрица SWOT-анализа (Приложение 3).
Матрица SWOT-анализа образует 4 поля (квадрата): СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СИВ (слабость и возможности), СЛУ (слабость и угрозы). Матрица SWOT-анализа дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию ООО «ДСК», внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формирования его стратегии. Внешняя среда предприятия ООО «ДСК» – это его возможности и угрозы. Внутренняя среда предприятия – это его сильные и слабые стороны.
Сильные стороны. Одной из сильных сторон предприятия является загруженность производственных мощностей (6,4 баллов) говорит о том, что предприятие ООО «ДСК» использует специализированное оборудование в полном объеме, что у предприятия не происходит простоя оборудования за счет такой внешней возможности, как своевременность поставок материалов и оборудования. Так благодаря таким сильным сторонам предприятия, как загруженность производственных мощностей, уровень цен по отношению к конкурентам, качество предоставляемых товаров – приводят к стабильному общему финансовому состоянию предприятия, что является его сильной стороной (5,8 балла).
Качество предоставляемых товаров – сильная сторона организации (6,1 балла), достигается благодаря тому, что налажены стабильные связи с поставщиками, поставка материалов и оборудования надлежащего качества и в установленный срок, а так же полной загруженности производственных мощностей.
Ассортиментная политика предприятия (3,8 балла) – сильная сторона предприятия, позволяет привлекать новых клиентов, что является возможностью организации (5,7 баллов), повысить имидж предприятия, за счет предоставления своим постоянным и потенциальным клиентам широкого ассортимента железобетонных изделий.
Отношение с городскими властями является сильной стороной организации (6,0), благодаря тому, что предприятие является основным партнером и генеральным подрядчиком ООО «Жилищной инвестиционной компании «Жилищная инвестиционная компания» (ООО «ЖИК) - зарекомендовала себя как стабильная, динамично-развивающаяся компания с организованной (четкой) внутренней инфраструктурой. Компания уже несколько лет является крупнейшим застройщиком жилья в Набережных Челнах, заказчиком более половины жилых домов, возводимых сегодня в городе по программам социальной ипотеки и молодежного строительства. Компания реализует коммерческое жилье, предоставляя услуги высочайшего качества, по разумной цене, в согласованные сроки и при соблюдении всех соответствующих норм.
За счет квалификации управленческого персонала (3,6 балла) предприятие может ликвидировать внешнюю угрозу, такую как возможность предоставления более обширного ассортимента товаров конкурентами (5,7 баллов), потому что предприятие постоянно пересматривает ассортиментную политику предприятия. За счет квалификации управленческого персонала предприятие предлагает своим потребителям более качественную железобетонную продукцию, так как благодаря квалификации управленческого персонала данная продукция всегда соответствует ГОСТу и удовлетворяет все требования по безопасности.
Слабой стороной предприятия является уровень изучения потребителей (6,1 балл). Это говорит о том, что предприятию ООО «ДСК» необходимо более детально подойти к этой проблеме. Необходимо проводить маркетинговые исследования на выявления покупательских предпочтений. Это поможет определить, что больше всего необходимы для современного строительства железобетонные изделия, какого качества и из какого материала. Тем самым предприятие «ДСК», изучая потребителей, может разработать ассортиментную политику своего предприятия, что является сильной стороной предприятия.
Высокий уровень цен по отношению к конкурентам (7,6 балла), говорит о том, что необходимо обратить внимание на ценовую политику предприятия.
Дебиторская и кредиторская задолженность является слабой стороной организации по мнению экспертной оценки.
Организация работы с клиентами, а точнее сказать оформление заказа и качество обслуживания по мнению экспертов получило 4,7 баллов. Это объясняется тем, что отдел продаж и касса находятся в разных зданиях, а клиентам удобнее работать по принципу «одно окно».