Введение
Любое предприятие в условиях постоянно усиливающейся конкуренции стремится найти определенный подход к осуществлению своей деятельности, который бы позволил увеличить свою прибыль и удержаться на рынке. Сегодня недостаточно одного понимания потребителей. Наступило время напряженной конкуренции, как на зарубежных рынках, так и на местных. Экономика многих стран все меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов. Выступая на рынке, предприятие обычно сталкивается с соперничеством других предприятий, выпускающих и продающих аналогичную продукцию. Каждое из них, как правило, стремится занять лидирующее положение, продать как можно больше продукции, захватить максимально возможную долю рынка. В результате, у предприятий нет другого выбора, как быть «конкурентоспособными». Им следует не меньше внимания уделять анализу и наблюдению за действиями своих конкурентов, чем анализу своих целевых потребителей.
Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: стремление продать продукции больше, чем конкурент, отобрав у него часть потенциальных клиентов, и, в конечном счете, получить ту прибыль (или часть ее), на которую рассчитывал конкурент. Иначе говоря, захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть – конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке.
Поэтому любому предприятию необходимо думать о будущем и разрабатывать долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. После выявления и оценки своих главных конкурентов предприятие должно разработать маркетинговые стратегии конкуренции, которые позволят наилучшим образом позиционировать ее предложение по отношению к предложениям конкурентов. Для того, чтобы занять прочные позиции в борьбе с конкурентами, необходимо владеть полной информацией о конкурентах. Этим и определяется важность и необходимость изучения конкуренции. Для предприятия существенно важно оценить потенциальные возможности конкурентов, предугадать их действия и степень конкурентной угрозы.
Объектом исследования в дипломной работе – является предприятие ООО «Домостроительный комбинат» (ООО «ДСК»)
Предметом исследования – конкурентоспособность предприятия на рынке железобетонных изделий.
ООО «ДСК» стремится достигать конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения его конкурентов.
Цель дипломной работы – разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «ДСК» на рынке железобетонных изделий.
Для того чтобы достичь цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности организации;
- провести анализ конкурентоспособности ООО «ДСК » на рынке железобетонных изделий;
- предложить программу повышения конкурентоспособности ООО «ДСК».
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов (теоретического, аналитического, проектного), выводов и предложений.
Для достижения поставленной цели необходимо выстроить логическую систему, благодаря которой будет возможно в полной мере использовать имеющиеся средства (задачи) для формирования оптимальной политики конкурентоспособности ООО «Домостроительный комбинат».
В первом разделе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты изучения конкурентоспособности предприятия и управления конкурентоспособностью организации, то есть понятие и сущность конкурентоспособности, методы изучения конкурентоспособности.
Даются развернутые определения основных понятий, точки зрения отечественных и зарубежных авторов по теоретическим проблемам, составляющим суть рассматриваемого в дипломной работе вопроса, а также перечень и развернутое описание методов анализа.
Во втором разделе дается характеристика объекта и осуществляется анализ внешней и внутренней среды предприятия, выявляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предприятия ООО «ДСК. На основе полученных результатов формируются выводы о состоянии предмета и объекта исследования.
В третьем разделе дипломной работы разработана программа повышения конкурентоспособности ООО «ДСК», даются рекомендации по ликвидации слабых сторон «ДСК», которые были выявлены с помощью проводимого SWOT-анализа, а также дается экономическое обоснование предложенной программы повышения конкурентоспособности ООО «ДСК».
При написании дипломной работы были использованы научные работы Фатхутдинова Р.А., Котлера, Ж.Ж. Ламбена, М. Портера, С.Ю. Рычкова, а также использовались периодические издания: «Проблемы теории и практики управления», «Практический маркетинг», «Управление компанией». Во втором разделе были использованы внутренние документы ООО «Домостроительный комбинат».
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конституции и повышения качества товаров [19, с.9].
Сущность управления конкурентоспособностью проистекает из характера самой конкуренции. Однако до сих пор встречается слишком узкий и пессимистический взгляд на конкуренцию. Хотя иногда от руководителей компаний можно слышать противоположные утверждения, интенсивную конкуренцию в отрасли нельзя рассматривать ни как случайное стечение обстоятельств, ни как неудачу.
Сущность конкурентоспособности организации - совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности [14, с.386].
На снижение конкурентоспособности организации в современных условиях оказывают влияние следующие факторы: неразвитость рыночной инфраструктуры, неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции, изношенность (физическая и моральная) основных фондов [8, с.16], а так же относительно высокая ресурсоёмкость выпускаемой продукции, убыточность производства продукции, субъективность в ценовой и налоговой политике, неуправляемость конкурентностью продукции организации со стороны компании, отраслей и регионов, усиление конкурентности со стороны ведущих зарубежных фирм [29, с.576].
Термин конкурентоспособность разные авторы трактуют по-разному. Рассмотрим некоторые из них.
Пожалуй, самое простое определение у Философова Т.Г. и Быков В.А., они считают, что конкурентоспособность – способность конкурировать на рынке товаров и услуг [6, с.20].
Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов» [3, с.103-107]. Недостаток этого определения заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.