Оценка эффективности проекта рассчитывается по четырем основным показателям – чистый приведенный доход (NPV), индекс доходности (PI), период окупаемости (PBP) и внутренняя норма доходности (IRR).
Рассмотрим экономическое обоснование программы повышения конкурентоспособности ООО «Домостроительный комбинат». Для реализации требуются инвестиции (I) 1 564,8 тыс. руб., длительность проекта (t) 3 года, процентная ставка (r) 15% (устанавливается между инвестором и банком).
Данные для расчета показателей экономической эффективности данного проекта представлены в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1. Данные для расчета показателей экономической эффективности программы повышения конкурентоспособности ООО «ДСК»
Период |
Первоначальные инвестиции, (руб) |
Экспертная оценка предполагаемых доходов (СF), (руб.) |
2011 год |
665 300 |
840 000 |
2012 год |
569 500 |
780 000 |
2013 год |
330 000 |
600 000 |
Всего |
1 564 800 |
2 220 000 |
Чистый дисконтированный доход (NPV) – это прибыль по инвестиционному проекту. Определяется дисконтированные доходы минус дисконтированные затраты. NPV является основным показателем, так как его можно суммировать по всем проектам.
Чистый приведенный доход рассчитывается по формуле:
(3.2.1.)
где СFt – приток денежных средств в период t;
It – сумма затрат (инвестиций) в t-ом периоде;
r – ставка дисконтирования;
n - суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 1, 2, ., n (или время действия инвестиции).
Пересчитаем денежные потоки в вид текущих доходов:
PV1=840 000/(1+0,15)=730 434.78
PV2=780 000/(1+0,15)²=589 792.06
PV3=600 000/(1+0,15)³=394 503.25
NPV=(730 434.78+589 792.06+394 503.25)-1 564 800=149 930.09руб
NPV составляет 149 930.09 руб. Положительное значение NPV говорит о том, что исходные инвестиции окупаются. Исходя из этого можно сказать, что проект прибыльный. Наряду с показателем эффективности инвестиций NPV используется внутренняя норма доходности (IRR).
IRR характеризует экономическую прочность проекта. Это расчетная процентная ставка, измеряется в %, при которой NPV = 0.
IRR показывает предельную процентную ставку, под которую мы можем привлекать заемный капитал.
IRR = ra + (rb – ra)*NPVa/(NPVa – NPVb); (3.2.2.)
Процентные ставки ra и rb выбираются произвольно, но должны быть соблюдены условия при процентной ставке rb→NPV <0; ra→NPV >0.
ra = 15%;
rb = 30%
Пересчитаем денежные потоки в вид текущих доходов при процентной ставке 35%:
PV1=840 000/(1+0,30)=646 153.84
PV2=780 000/(1+0,30)²=461 538.46
PV3=600 000/(1+0,30)³=273 099.68
NPVb=(646 153.84+461 538.46+273 099.68)-2 220 000= -839 208.02руб
IRR=0.15+(0.30-0.15)* 149 930.09 /(149 930.09-(-839 208.02))= 0.1728=17.28%
Чем выше IRR, тем эффективнее проект. Экономическая прочность проекта тем выше, чем выше разница между IRR и процентной ставкой. Разница между IRR и процентной ставкой равна 2.28%
Индекс доходности (DPI) характеризует отдачу проекта на вложенный капитал. DPI определяется как отношение дисконтированных доходов к дисконтированным затратам. DPI рассчитывается по следующей формуле:
; (3.2.3.)
DPI =(730 434.78+589 792.06+394 503.25)/1 564 800=1.096
Если выполняется неравенство DPI 1, а по нашему проекту DPI = 1,096, то проект считается эффективным.
Период окупаемости (PBP) – это период времени, за который вложенные в проект средства возвращаются инвестору. Рассчитывается на базе дисконтированных доходов и затрат.Период окупаемости (PBP) рассчитывается по формуле:
(3.2.4.)
T ок=1 564 800/((730 434.78+589 792.06+394 503.25)/3)=2.73
Проект окупится через 2.73 года. Относительно небольшой срок окупаемости означает более низкую степень риска и быструю отдачу.
Таким образом, рассчитав четыре показателя оценки эффективности программы повышения конкурентоспособности в ООО «ДСК», можно сделать следующий вывод. Данную программу можно считать прибыльной, так как NPV = 149 930.09 руб; говорит о том, что инвестиции окупятся, разница между IRR и процентной ставкой 2,28%, говорит об экономической прочности программы; индекс доходности равен 1,096; срок окупаемости равен 2,73 года. Это относительно небольшой срок окупаемости.
На основании разработанной программы мероприятий по Повышение конкурентоспособности ООО «Домостроительный комбинат» можно сделать вывод, что правильно спланированные действия, ориентированная на перспективу и направленные не только на получение прибыли, но и на укрепление имиджа предприятия, ведет к успешной работе комбината.
Предлагаемые мероприятия позволят улучшить отношения работников, клиентов и общественности к ООО «ДСК» и повысить эффективность деятельности предприятия за счет увеличения продаж.
Выводы и предложения
Изучив теоретические аспекты конкурентоспособности организации, можно сделать следующие выводы:
1. Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
2. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от конкурентоспособности товара, но кроме конкурентоспособности продукта на конкурентоспособность организации влияют организационные, экономические и технические факторы.
3. Процесс управления конкурентоспособностью предприятия включает в себя следующие действия: мониторинг конкурентной среды и оценку конкурентной ситуации в отрасли и на рынке; диагностика конкурентоспособности предприятия и его основных соперников; конкурентное позиционирование предприятия – выбор стратегических хозяйственных подразделов с преимуществами в конкурентной борьбе; разработка концепции и стратегии управления конкурентоспособностью предприятия; реализация конкурентной стратегии предприятия.
4. Существует множество методов исследования конкурентоспособности организации, однако самым целесообразным для нашего объекта исследования является SWOT-анализ, позволяющий оценить силу, слабость, возможности и угрозы, а так же мультиатрибутивная модель Для проведения SWOT-анализа были разработаны показатели, характеризующие внешнюю и внутреннюю среду предприятия ООО «ДСК». Инструментом проведения SWOT-анализа является опросный лист. Матрица SWOT-анализа дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию «ДСК». Мультиатрибутивная модель позволяет выделить важные характеристики предприятия, которыми руководствуются клиенты при выборе производителя железобетонных изделий.