Все происходит в такой последовательности:
1. Определяется основное направление развитие предприятия (его миссию);
2. Взвешиваются силы предприятия, и оценивается рыночная ситуация, чтобы понять, сможет ли предприятие двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
3. После этого ставятся перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы: 1) Использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать? 2) Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
3) Какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
4) Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Итак, после проведения SWOT-анализа можно более четко представить себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
SWOT-анализ поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.
Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт («база знаний») является основой управленческой стоимости любой компании.
SWOT-анализ является одним из первых этапов стратегического планирования, поэтому, автор считает, что применение данного метода будет наиболее целесообразно для нашего объекта исследования [27, с.56-59].
Изучить конкурентоспособность предприятия так же можно на основе мультиатрибутивной модели отношения (МАМТ). Данная модель позволяет оценить конкурентоспособность организации по основным параметрам ее деятельности и вывести интегральную оценку. Исходной информацией для построения этой модели являются:
− выявление наиболее известные предприятия для клиента;
− выявить атрибуты наиболее важные для потребителей.
Применение этой модели в качестве исходной информации требует балльную оценку степени присутствия каждого атрибута в каждом предприятии. Такая оценка делается на основе шкалы интервалов (по 10 балльной шкале). Относительная важность атрибутов, напротив, должна измеряться по шкале отношений (анкета).
Клиенты воспринимают фирму как набор атрибутов (характеристик) и придают им неординарную значимость.
Атрибут – это выгода, которую ищет потребитель. Люди воспринимают наличие атрибута исходя из опыта, мнения, друзей, рекламы, личного впечатления.
Таким образом, при анализе степени присутствия создается определенный образ марки. Данная модель является компенсаторной, это означает, что низкие баллы по одному атрибуту могут компенсироваться высокими по другим. Клиенты неодинаково воспринимают атрибуты, то есть придают им неодинаковую значимость. Поэтому следует проводить различия между заметностью, важностью, характерностью критериев выбора.
Заметность – означает, что атрибут присутствует в сознании респондента в данный момент.
Важность – отражает систему ценностей индивида.
Характерность относится к тем важным атрибутам, на основании которых можно различать оцениваемые объекты
Таким образом, можно сделать вывод, что под конкурентоспособностью организации понимается характеристика, выражающая отличия развития данной фирмы от развития фирм-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия в основном зависит от конкурентоспособности продукта, а также на нее влияют различные внешние и внутренние факторы, такие как имидж, качество, поставщики, покупатели, номенклатура товара и т.д. Предприятию или фирме необходимо постоянно отслеживать уже имеющихся конкурентов, их возможные действия на рынке, собирать и обрабатывать информацию об их товарах и услугах, ценах, нововведениях и т.п.
Управление конкурентоспособностью организации предполагает: обеспечение гибкости управленческих действий, использование позитивных факторов внешней среды для реализации конкурентных преимуществ предприятия и ограничение негативных факторов.
Основными методами исследования конкурентоспособности предприятия являются матрица BCG, матрица General Electric и SWOT-анализ, мультиатрибутивная модель отношения.
Общество с ограниченной ответственностью «Домостроительный комбинат» (ООО «ДСК») учреждено в 1999 году основным обществом ОАО «Завод крупнопанельного домостроения» (ОАО «ЗКПД») как дочернее общество, не отвечающее по долгам основного общества.
ООО «ДСК» расположено в г. Набережные Челны (Республика Татарстан) на берегу реки Кама и является одним из крупнейших комбинатов строительной индустрии в Среднем Поволжье.
Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства быть истцом и ответчиком в суде.
В своей деятельности общество руководствуется действующим законодательством, учредительным договором и Уставом.
ООО «ДСК» создано в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в продукции, товарах и услугах и извлечения прибыли.
Предметом предпринимательской деятельности являются:
1. Производство и сбыт:
− сборных железобетонных конструкций для крупнопанельного домостроения;
− товарного бетона (смеси), товарного раствора, неармированных бетонных изделий;
− железобетонных изделий для фундаментов, погребов, гаражей;
2. Строительно-монтажные и ремонтные работы на объектах жилья;
3. Торгово-закупочная, коммерческо-посредническая и другие виды хозяйственной и внешнеэкономической деятельности в соответствии с целью
своей деятельности.
ООО «ДСК» изготавливает сборный железобетон, как для промышленного, так и для жилищного строительства:
− сваи;
− фундаментные блоки;
− стеновые панели;
− плиты перекрытия пустотные;
− дорожные и тротуарные плиты;
− блоки стеновые из полистиролбетона;
− армоизделия;
− бетонные смеси;
− пенополистирольные плиты.
Качество продукта является важнейшей составляющей конкурентоспособности предприятия, так как спрос в основном увеличивается именно за счет повышения уровня качества продукта.