В Компании действует коллективный договор, регулирующий социально–трудовые отношения работников. Основная цель заключения коллективного договора – повышение эффективности работы Компании, усиление социальной ответственности сторон за результаты производственно–экономической деятельности, обеспечение роста благосостояния и уровня социальной защиты работников.
Коллективный договор обеспечивает следующие социальные гарантии. В течение 2009 года согласно условиям коллективного договора:
1. Своевременно выплачивалась заработная плата.
2. Работники Компании направлялись на профессиональную подготовку и курсы повышения квалификации.
3. Оказывалась помощь на погребение близких родственников.
4. Предоставлялись дни с оплатой по тарифной сетке (не более трех) на погребение близких родственников, на бракосочетание (впервые).
5. Выплачивались единовременные пособия (материальная помощь) за счет средств Компании, сверх установленного законодательством Российской Федерации, в связи с рождением ребёнка.
6. Предоставлялся 1-го сентября – один день без сохранения заработной платы матерям, дети которых обучаются в начальной школе.
7. Работники обеспечивались форменной одеждой и спецодеждой по существующим нормам.
8. Стабильная работа Компании и благополучие работников взаимосвязаны, стороны заинтересованы в создании и поддержании гармоничных отношений, атмосферы взаимопонимания и доверия на основе норм корпоративной этики на всех уровнях социально-партнёрских отношений, поиске путей решений возникающих спорных вопросов путем переговоров.
Предлагается рассматривать социально-ориентированную кадровую политику как наиболее эффективный метод управления персоналом в условиях занятости, определяющий стратегию и тактику управления персоналом, соответствующих миссии и целям организации, отражающий задачи, функции, принципы и методы управления человеческими ресурсами, направленный на реализацию ожиданий сотрудников и организации, конкретизирующий социальную ответственность в регионах присутствия. Место социально-ориентированной кадровой политики в организации показано на рисунке 7.
Рис. 7. Место социально-ориентированной кадровой политики в организации
В связи со сменой условий по заработной плате (половина ставки), имеет смысл корректировки некоторых аспектов компенсационного пакета.
Во-первых, тарифная ставка или оклад.
Во-вторых, ввести доплату за условия и интенсивность труда, которая будет рассчитываться в процентах к часовой ставке соответствующего наименования профессии, присвоенного разряда, наименования должности. Это даст частичную компенсацию за работу с неблагоприятными условиями, и, соответственно, улучшит условия труда.
В-третьих, внедрить стимулирующие выплаты, связанные с трудовой деятельностью работников, материальную помощь. Размеры и условия выплаты материальной помощи работникам Службе организации пассажирских перевозок ОАО «Международный аэропорт «Внуково» по различным основаниям определяются положениями, утвержденными в установленном порядке, и должны выплачиваться в пределах средств, предусмотренных на эти цели сметой.
В первый месяц рекомендуется премии не выплачивать никому. Это намеренная «провокация» с целью привлечь к проекту внимание всех сотрудников. При этом необходимо разъяснить сотрудникам, какими причинами вызваны преобразования и как изменится система оплаты труда. К концу месяца сотрудники должны ознакомиться с новыми финансовыми планами, а также с методикой расчета премий.
Ежемесячные премии нужно увязать как с личными результатами работы сотрудников, так и с итогами деятельности предприятия в целом. Плановый (максимальный) премиальный фонд рассчитывается ежеквартально по каждому подразделению как доля от суммы должностных окладов его персонала (по штатному расписанию) и полагающихся надбавок.
Для каждого сотрудника Службе организации пассажирских перевозок ОАО «Международный аэропорт «Внуково» должен быть разработан перечень и заданы целевые значения количественных и качественных показателей эффективности деятельности. Для каждого показателя определены коэффициенты, применяемые для ежемесячной корректировки планового премиального фонда подразделения.
В случае если по истечении месяца один из показателей не достиг планового значения (не важно, по чьей вине), соответствующий ему коэффициент принимается равным нулю. Если же план превышен, в соответствие показателю ставится тот же коэффициент, что и при выполнении плана.
Для руководства компании, финансовой службы, а также других подразделений, выполняющих контрольные и управленческие функции, размер ежемесячной премии определяется как средний процент премий по всем сотрудникам за данный месяц. Например, если в январе все службы получили премии в размере 40% от их суммарных окладов, то и дирекции полагается также 40%.
Так же для оценки вклада каждого сотрудника в результаты деятельности компании введем коэффициент трудового участия (КТУ). Его размер ежемесячно определяется руководителем. Если в течение месяца сотрудник своевременно и качественно выполнял порученную работу, не нарушал трудовой и производственной дисциплины, его КТУ равен единице. В иных случаях используем так называемые понижающие и повышающие факторы (таблица 6). Максимально возможный размер КТУ составляет 1,5. Руководитель доводит до сведения своих подчиненных их итоговые КТУ и поясняет, по каким причинам они изменились по сравнению с предыдущим периодом.
Таблица 2.6 Перечень повышающих и понижающих факторов при определении КТУ
Факторы |
Влияние на КТУ |
Понижающие | |
Невыполнение, несвоевременное и некачественное выполнение приказов, распоряжений, указаний руководителей |
от -0,2 до -1,0 |
Наличие жалоб и претензий к качеству обслуживания со стороны клиентов |
от -0,5 до -1,0 |
Несвоевременное и некачественное представление отчетности, иных документов |
от -0,5 до -1,0 |
Искажение отчетности, приписки и ошибки |
от -0,5 до -1 ,0 |
Нанесение материального ущерба, хищение, кража |
-1,0 |
Повышающие | |
Наставничество, консультирование, шефская помощь |
до +0,3 |
Самостоятельное решение сложных и важных вопросов |
от +0,1 до +0,3 |
Увеличение доходов за счет договорной и претензионной работы |
+0,3 до +0,3 |
Сокращение дебиторской задолженности |
до +0,3 |