7. Принцип соответствия объекта и субъекта управления - структура управления должны формироваться прежде всего исходя из особенностей объекта управления.
8. Принцип соотношения централизации и децентрализации.
9. Принцип профессиональной регламентации - любое звено управления должно иметь определенную автономность в результатах и ответственности.
10. Принцип специализации - организационное устройство не должно противоречить технологическому процессу.
11. Принцип информационной компетентности - полномочия на решение проблем должны быть предоставлены тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
12. Принцип культурной адекватности - организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
Этапы организационного проектирования.
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Процесс проектирования организационной структуры управления состоит из трех основных этапов.
Первый этап - анализ организационных структур управления. Анализ действующей организационной структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. То есть определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:
- принципы управления - соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
- аппарат управления - перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
- функции управления - усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и др.
- хозяйственная деятельность - изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.
В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии организационной структуры от происходящих изменений внешней среды и др.
Второй этап - проектирование организационных структур. Методические подходы к проектированию организационной структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:
1) метод аналогий - предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
2) экспертный метод - базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанных проектировщиками структур;
метод структуризации целей - предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае организационная структура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;
метод организационного моделирования - позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования организационных структур различают три стадии:
- аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению организационных структур);
- проектную (проектирование (моделирование) структуры управления);
- организационную (организация внедрения спроектированной организационной структуры).
Третий этап - оценка эффективности организационных структур управления. Степень совершенства организационных структур управления проявляется в быстродействии системы управления организацией и в высоких конечных результатах ее деятельности.
Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.
Осуществляя анализ эффективности существующей на предприятии организационной системы управления, необходимо ответить на следующие вопросы:
Адекватны ли условиям данного предприятия применяемые принципы структурного деления?
В какой мере существующая организационная система управления позволяет адекватно и оперативно реагировать на изменения внешней среды?
В какой мере существующая организационная система управления адекватна применяемым на предприятии технологическим процессам?
В какой мере набор реализуемых на предприятии функций обеспечен соответствующим организационным устройством: есть ли факты, когда выполнение функций дублируется, то есть их выполнением одновременно занимаются несколько структурных единиц; есть ли факты, когда выполнение той или иной функции не закреплено ни за одной структурной единицей?
Какова степень экономичности существующей организационной системы управления. Адекватна ли она получаемым доходам, есть ли в ней структурные единицы, содержание которых ей просто «не по карману»?
Эффективно ли использование данной организационно-правовой формы в условиях данного предприятия.
В какой мере существующая на предприятии система управления адекватна существующей организационно-правовой форме?