рефераты по менеджменту

Теория организации

Страница
28

Основными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:

Потребительский кооператив (ПК) - это объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников. Они вносят паевые взносы и несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Название ПК отражает главную его цель. Учредительным документом является устав. Типичными примерами ПК являются гаражные кооперативы или садоводческие общества. Пример фирменного наименования потребительского кооператива: «Потребительский кооператив “Помощь ветеранам” или «Потребительский союз “Помощь ветеранам”».

Фонд - это организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставных задач фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них. Фонд обязан публиковать ежегодные отчеты о фактическом расходовании поступивших в него средств.

Учреждение - это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение как организационно-правовая форма часто применяется в структуре больших организационных образований коммерческого типа. Эта форма может стать основой для холдинга, финансово-промышленной группы и любого другого объединения предприятий. В учреждении могут быть сконцентрированы централизованные функции управления и сформированы структуры стратегического управления.

Однако чаще всего учреждение как организационно-правовая форма применяется в бюджетной сфере. Типичными примерами учреждений являются общеобразовательная школа, высшее учебное заведение, больница и т.д.

Ассоциации и союзы - это некоммерческие организации, учрежденные либо группой коммерческих, либо группой некоммерческих организаций для координации и защиты своих имущественных и других интересов. Члены объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, несут субсидиарную ответственность, по его обязательствам.

Наименование объединения должно указывать на основной предмет деятельности и включать слова «ассоциация» или «союз». Пример фирменного наименования объединения: «Ассоциация военнослужащих запаса».

Общественные и религиозные организации - добровольное объединение юридических и физических лиц, созданное для реализации общественно значимых интересов. Учредитель общественной и религиозной организации в случае своего выхода из нее не вправе получить внесенный им вклад. Кроме того, в случае ликвидации общественной и религиозной организации, ее имущество не может быть распределено между ее учредителями, а должно быть использовано в соответствии с целями, предусмотренными уставом этой организации.

Организационно-экономические формы взаимодействия предприятий

Говоря об организационно-экономических формах взаимодействия предприятий, мы имеем в виду характер экономических отношений между ними, отношений собственности и управления между субъектами организационно-экономических отношений. Важнейшими организационно-экономическими формами взаимодействия предприятий являются холдинги, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ) и синдикаты. Рассмотрим подробнее каждую из этих форм.

Холдинг (холдинговая компания) - организация, владеющая контрольными пакетами других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.

С точки зрения типологии различаются так называемые чистые и смешанные холдинги.

Чистый холдинг предполагает, что головная компания в нем не ведет собственной хозяйственной деятельности, а занимается только контролем за деятельностью дочерних предприятий. Примером чистого холдинга можно назвать ОАО «КамГЭСэнергострой», где головная компания занимается лишь контролем деятельности созданных им дочерних предприятий и не ведет собственной хозяйственной деятельности.

Смешанный холдинг предполагает, что головная компания помимо контроля за деятельностью дочерних предприятий ведет и собственную хозяйственную деятельность.

Помимо этого холдинги разделяются на интегрированные промышленные компании, конгломераты и банковские холдинги.

Интегрированная промышленная компания, как правило, объединяет группу предприятий, связанных технологическим циклом. В холдинг такого типа могут входить, к примеру, овощеводческие сельскохозяйственные предприятия, овощеперерабатывающие предприятия и торговые предприятия, занятые реализацией готовой продукции.

Конгломерат - это объединение предприятий, занимающихся разнопрофильной деятельностью. Различают функциональные конгломераты, рыночно ориентированные и чистые конгломератные слияния. Основной способ создания конгломерата - слияние предприятий посредством покупки активов, покупки контрольного пакета акций, выпуска акций одной компании специально для собственников другой компании.

Банковский холдинг - это объединение финансовых организаций, во главе которых стоит банк. Банковский холдинг, включает в себя лизинговую компанию, трастовую компанию, страховую компанию, ипотечную компанию.

Структурно холдинговая компания состоит из:

- головного предприятия;

- дочерних фирм со статусом юридического лица;

- зависимых фирм, где головная компания владеет пакетом акций, меньшим 49%;

- филиалов и представительств, не имеющих статуса юридического лица.

Существует два пути создания холдинговых компаний. Первый путь предполагает, что та или иная фирма последовательно создает дочерние предприятия. Второй путь - когда ряд юридически самостоятельных предприятий объединяются в холдинг. При этом в качестве головной компании выступает либо одна из них, либо новая компания, специально для этого созданная.

Каковы же причины создания дочерних компаний. Наиболее важными и часто встречающимися из них являются:

Необходимость одновременной реализации нескольких, различающихся по содержанию целей. В этом случае, как правило, каждый участник холдинга отвечает за реализацию той или иной цели.

Диверсификация деятельности, это особенно характерно для холдингов конгломератного типа.

Необходимость организации взаимосвязи предприятий, связанных единым технологическим циклом (интегрированные промышленные компании).

Обособление видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию. Скажем, такие деятельности, как аудит, страховая деятельность, банковская, образовательная подлежат лицензированию и для реализации подобных проектов предприятию необходимо создать дочернюю компанию.

Оптимизация организационной структуры управления. Создание холдинговой компании может позволить, например, сосредоточить усилия головной компании на вопросах стратегии, а усилия дочерних предприятий - на вопросах текущего функционирования.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту