рефераты по менеджменту

Теория организации

Страница
34

Данная база для группировки видов деятельности допускает также и использование специализированных средств производства. Если производство продукта или схожих продуктов достаточно велико и позволяет полностью загружать специализированные производственные мощности, то предприятие ощутит потребность в структуризации по продукту в целях повышения экономичности производства.

Если для предприятия важно координировать различные виды деятельности, связанные с производством какого-либо продукта, то в этом случае предпочтение также может быть отдано структуризации по продукту. За счет последней порой достигается большая согласованность действий и улучшается обслуживание клиентуры. Если усилия в области сбыта и инженерного обеспечения имеют своей первоосновой промышленное производство, то кооперация этих двух функций с производственной деятельностью также будет чрезвычайно полезной. Ряд других факторов, способных уменьшить преимущества структуризации по продукту, будет рассмотрен ниже.

При структуризации по продукту ответственность за получение прибыли возлагается в основном на управляющих подразделениями. Там, где управляющие руководят производственной, сбытовой, инженерной и вспомогательной видами деятельности, а также контролируют связанные с этим затраты, от них можно требовать достижения заранее намеченных целей. Они делят ответственность за получение прибыли с другими аналогично организованными группами, что предоставляет главному управляющему возможность более осмысленно оценивать вклад каждого в общую прибыль предприятия.

Управляющие по сбыту на предприятиях, производящих широкий ассортимент изделий, группируют их по сходным признакам. Предприниматели, занятые оптовой торговлей, делают то же самое: например, они могут иметь отдел постельного белья, группу по мебели или подразделение по сбыту электроники. Такая структура позволяет сбытовому персоналу лучше узнать продукт. Любой коммерческий банк также, по всей вероятности, подразделяет свою кредитную деятельность на коммерческую, промышленную и персональную, а деятельность по вложению средств - на приобретение ценных бумаг, недвижимого имущества, вложения в промышленные объединения.

Недостатки структуризации по продукту.

Недостатки структуризации по продукту, в сущности, аналогичны недостаткам территориальной структуризации. Они включают в себя: необходимость наличия большего числа людей с общеуправленческими способностями; опасность роста затрат за счет дублирования центральной служебной и штабной деятельности; усложнение проблемы контроля со стороны высшего звена управления. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку должность управляющего продуктовым подразделением в значительной мере аналогична посту руководителя компании, специализирующейся на выпуске определенного ассортимента изделий. Предприятия, имеющие продуктовые отделения, особое внимание уделяют наделению достаточно весомыми полномочиями в области принятия решений и контроля высший уровень управления, чтобы избежать дезинтеграции предприятия.

6. Структуризация по потребителю.

Группировка видов деятельности, отражавшая заинтересованность в потребителях, весьма распространена на самых различных предприятиях. Потребители являются ключевой основой для группировки видов деятельности в случаях, когда руководство всеми действиями предприятия по удовлетворению их потребностей осуществляется управляющим одного подразделения. Примером здесь может служить отдел продаж потребителям промышленного сектора оптовой фирмы, которая, кроме того, поставляет товары и предприятиям розничной торговли.

Иногда бывает трудно отличить некоторые типы подразделений по потребителю от подразделений по продукту. Так, агенты коммерческих банков по ссудам, действующие на центральных оптовых рынках сельскохозяйственной продукции, зачастую специализируются на фруктах, овощах, зерне, причем специализация бывает настолько узкой, что они предоставляют ссуды на операции, например, только с пшеницей или апельсинами. Это наглядный пример структуризации по потребителю, поскольку предоставление ссуд обусловливается типом потребителя. С другой стороны, группировка таких видов деятельности, как сбыт, производство, инженерное обеспечение и бухгалтерский учет, связанных с обслуживанием одного типа потребителя, действующего, например, в области предоставления коммунальных услуг, будет, по всей вероятности, «функциональной структуризацией», несмотря на то, что здесь налицо специализированный тип заказчика.

Структуризация по потребителю часто с успехом применяется для группировки сбытовой деятельности тех предприятий, которые ориентируются на различные классы заказчиков. Так, например, производители, сбывающие свою продукцию промышленным предприятиям, довольно часто подразделяют свою клиентуру на крупных и мелких заказчиков. С другой стороны, производители могут и отказаться от создания производных подразделений по потребителю внутри своих функциональных производственных отделов.

Независимые предприятия оптовой и розничной торговли практикуют объединение своих сбытовых и производственных функций с последующей подструктуризацией их в соответствии с продуктом. Однако иногда они организуют и подразделения по потребителям. Например, в универсальных магазинах есть отделы женской одежды и мужской одежды, каждым из которых руководит свой управляющий. В данном случае имеет место структуризация по потребителю.

Финансовые подразделения предприятий не нуждаются в структуризации по заказчику, поскольку их деятельность направлена на обеспечение благосостояния предприятия, а не на удовлетворение потребностей покупателей.

Недостатки структурного деления по потребителю.

Метод структурного деления по потребителю имеет и некоторые недостатки. Так, например, весьма затруднена координация деятельности структурных подразделений данного типа с подразделениями, организованными на иной основе, причем, управляющие подразделениями по потребителю зачастую требуют к себе особого отношения со стороны руководства предприятия.

Другой недостаток заключается в возможной недогрузке оборудования и рабочей силы, специализированных на удовлетворении потребностей определенных групп покупателей. В периоды экономического спада некоторые группы покупателей, например станков, могут вообще исчезнуть; в периоды же экономического подъема характерным является неравномерность роста различных групп заказчиков.

7. Структуризация по каналам сбыта.

Одной из новейших форм первичного структурного деления является организация деятельности предприятия в соответствии с каналами сбыта. Один и тот же продукт часто попадает на рынок через весьма различные каналы.

Данную форму структуризации можно на первый взгляд принять за структуризацию по заказчику, и она действительно похожа на нее. Однако первая, в отличие от второй, базируется на используемых для сбыта каналах, а не на заказчиках.

Например, корпорация «Пьюрекс» несколько лет назад (когда она приняла решение о замене своей функциональной организации на подразделенческую) обнаружила, что ни продуктовая, ни территориальная схемы структурного деления для нее неприемлемы. Различные виды мыла и моющих средств, выпускаемых компанией, попадали к конечным потребителям через бакалейно-гастрономические супермаркеты, аптеки. Изучение этих каналов сбыта показало, что, поскольку по принципам работы, категориям покупателей и формам сбыта магазины этих трех типов существенно различны, самым разумным для компании будет образование двух крупных отделений: бакалейного, а также аптекарского и предметов туалета. Хотя проведенная реорганизация и может показаться структуризацией по продукту, таковой она, однако, не являлась, поскольку бакалейное отделение было призвано заниматься производством мыла и других моющих средств, в то время как в обязанности второго отделения было вменено продвижение этих товаров на рынок.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту