И, наоборот, достаточно "прохронометруваты", сколько драгоценного времени тратит на эти же дела небрежный, "несобранный" руководитель, который толком и не знает, где что хранится, что уже сделано на выполнение того или иного документа и прочее.
Это пример педагогической и управленческой культуры руководителя любого ранга. Как правило, в таком положении часто оказываются те из них, кто не смог "опуститься" до таких "мелочей", как "документа-листика", переадресовывая все эти заботы своим заместителям. Такое "делегирование" полномочий со стороны директора обычно приводит к тому, что при отсутствии заместителя, он не обладает необходимой информацией и, соответственно, не может решить ни производственного вопроса. Постепенно такой руководитель все дальше отходит от своих непосредственных обязанностей и становится ненужной в школе человеком, фактически теряет право на руководство людьми.
Чтобы избавиться названных недостатков и вовремя избежать неизбежного в таком случае финал, руководитель должен с первых дней своей работы обеспечить четкую, безупречную и удобную систему документалистики, наличие которой является одним из показателей высокой культуры управленческого труда [88, 95]. Не менее важным фактором является также культура условий труда, которую часто отождествляют с НОУП (научная организация управленческого труда), т.е. с более широким понятием. В данном случае мы говорим только о научных основах управленческого труда руководителей школы, деятельность которых направлена на создание оптимальных условий для нормальной работы всего коллектива, в том числе руководящего персонала, учителей, учеников.
От удобства расположения, оформление, оборудование учительской, классов, кабинетов и других школьных помещений во многом зависит эффективность работы каждого члена педагогического коллектива, не говоря уже об учениках. Поэтому; приступая к выполнению своих служебных обязанностей, директор, в первую очередь, должно позаботиться о создании соответствующих условий для высококвалифицированной работы своих коллег.
При этом необходимо учитывать современные требования к интерьеру служебных и классных помещений, избегать всего лишнего, помня, что простота и деловитость в оформлении каждого кабинета должна согласовываться с комфортабельностью, оснащением необходимой литературой, оргтехникой и другим оборудованием, что помогает оптимизировать работу руководителей школы, педагогов и учащихся. Директор современной школы - это не просто должность руководителя, но и большое педагогическое искусство. Работа руководителя любого коллектива сложна и ответственна, у директора школы - особая миссия. Сегодня он призван сочетать в одном лице учителя, методиста, государственного инспектора, хозяйственника, организатора учебно-воспитательного процесса, чуткого и внимательного наставника детского и взрослого коллектива. Это требует не только всесторонних знаний, совершенного владения наукой управления, но и высокой профессиональной культуры, подлинной самоотверженности и безграничной ответственности за порученное дело [91, 62].
Работа директора школы сегодня требует нового мышления, что связано с проникновением менеджмента в управленческую деятельность руководителей общеобразовательных учебных заведений. С позиций внутришкольного менеджмента важны переориентация управления по образовательных процессов на развитие человеческого потенциала, который осуществляет эти процессы. Важным является создание своеобразной "кадровой политики" даже в маленькой школе. Первостепенное значение имеет формирование внутренне школьной культуры: видение своей миссии, осознание целей, создание своей системе ценностей, которая имеет социальное значение, обеспечение высокой мотивации управленческих действий и т.п Для этого, прежде всего, нужно предоставить каждому руководителю общеобразовательного учебного заведения соответствующее управленческое образование.
Таким образом, к особенностям управленческой деятельности общеобразовательных учебных заведений следует отнести зависимость цели управления от социально-экономических отношений, идеологии, единство централизованных и децентрализованных факторов, зависимость ценностной ориентации к труду педагогического коллектива.
С какими же проблемами оптимального функционирования управленческой деятельности в СНО сталкивается руководитель этих заведений? Это мы рассмотрим в следующем разделе.
Современность требует качественных преобразований общих и целевых функций. Этот процесс хорошо осмыслен в работе Л.И. Даниленко. Автор связывает изменение функций с тенденцией обновления управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения. Она называет процесс обновления модернизацией, а функции модернизированными. Модернизация связывается с появлением требований проводить анализ окружения школы в более широком масштабе и предвидеть развитие школы в связи с изменениями окружающей среды. Эту задачу выполняет прогнозирующая функция. Необходимость представлять школу в различных официальных кругах в связи с предоставлением ему самостоятельности в установлении разноплановых контактов вызвала появление представительской функции [26, 47].
Управление учебно-воспитательными учреждениями становится более оптимальным, меняется стиль управления, каждому учителю, администратору предоставляется возможность творить, выразить свою индивидуальность, принять непосредственное участие в создании микроклимата в коллективе, создать определенный имидж учебного заведения.
Важным, на наш взгляд, является выделение функции, нацеливает на осмысление и воспроизведение в своей деятельности внешней и внутренней политики государства, национальной культуры, истории нашей страны подобное. Это политико-дипломатическая функция.
Консультативная функция возникла как необходимость при самоуправлении, самоорганизации деятельности педагогической системы школы. Менеджерская функция усиливает внимание к руководству педколлективом и обеспечения системности этого процесса, использования методов ситуационного управления.
Эти функции получили дальнейшего развития в работе А. И. Зайченко по модернизации деятельности районного отдела образования в современных условиях. Раскрывая научные основы этого процесса, автор использует такие приоритетные модернизированные функции, как: диагностическая, прогностическая, консультативная, менеджерская, представительная, политико-дипломатическая. Она показывает механизм определения целевых функций представителей аппарата рай (городское) ПО в пределах каждой модернизированной функции. Таким образом, происходит качественное изменение целевых функций управления в системе общего среднего образования [34, 53].
Можно отметить, что развитие целевых функций определяется их количественными и качественными изменениями.
Количественные изменения протекают под воздействием внутренних факторов переосмысления и осознания сущности каждой функции и требованиями введения новых направлений деятельности при изменении профильности школы или смещение равновесия в централизации или децентрализации управления, что требует перераспределения целевых функций. Качественные изменения происходят под влиянием изменений во внешней среде, которые выдвигают новые задачи перед школой, ранее школа не выполняла.