рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
9

И, наоборот, достаточно "прохронометруваты", сколько драгоценного времени тратит на эти же дела небрежный, "несобранный" руководитель, который толком и не знает, где что хранится, что уже сделано на выполнение того или иного документа и прочее.

Это пример педагогической и управленческой культуры руководителя любого ранга. Как правило, в таком положении часто оказываются те из них, кто не смог "опуститься" до таких "мелочей", как "документа-листика", переадресовывая все эти заботы своим заместителям. Такое "делегирование" полномочий со стороны директора обычно приводит к тому, что при отсутствии заместителя, он не обладает необходимой информацией и, соответственно, не может решить ни производственного вопроса. Постепенно такой руководитель все дальше отходит от своих непосредственных обязанностей и становится ненужной в школе человеком, фактически теряет право на руководство людьми.

Чтобы избавиться названных недостатков и вовремя избежать неизбежного в таком случае финал, руководитель должен с первых дней своей работы обеспечить четкую, безупречную и удобную систему документалистики, наличие которой является одним из показателей высокой культуры управленческого труда [88, 95]. Не менее важным фактором является также культура условий труда, которую часто отождествляют с НОУП (научная организация управленческого труда), т.е. с более широким понятием. В данном случае мы говорим только о научных основах управленческого труда руководителей школы, деятельность которых направлена ​​на создание оптимальных условий для нормальной работы всего коллектива, в том числе руководящего персонала, учителей, учеников.

От удобства расположения, оформление, оборудование учительской, классов, кабинетов и других школьных помещений во многом зависит эффективность работы каждого члена педагогического коллектива, не говоря уже об учениках. Поэтому; приступая к выполнению своих служебных обязанностей, директор, в первую очередь, должно позаботиться о создании соответствующих условий для высококвалифицированной работы своих коллег.

При этом необходимо учитывать современные требования к интерьеру служебных и классных помещений, избегать всего лишнего, помня, что простота и деловитость в оформлении каждого кабинета должна согласовываться с комфортабельностью, оснащением необходимой литературой, оргтехникой и другим оборудованием, что помогает оптимизировать работу руководителей школы, педагогов и учащихся. Директор современной школы - это не просто должность руководителя, но и большое педагогическое искусство. Работа руководителя любого коллектива сложна и ответственна, у директора школы - особая миссия. Сегодня он призван сочетать в одном лице учителя, методиста, государственного инспектора, хозяйственника, организатора учебно-воспитательного процесса, чуткого и внимательного наставника детского и взрослого коллектива. Это требует не только всесторонних знаний, совершенного владения наукой управления, но и высокой профессиональной культуры, подлинной самоотверженности и безграничной ответственности за порученное дело [91, 62].

Работа директора школы сегодня требует нового мышления, что связано с проникновением менеджмента в управленческую деятельность руководителей общеобразовательных учебных заведений. С позиций внутришкольного менеджмента важны переориентация управления по образовательных процессов на развитие человеческого потенциала, который осуществляет эти процессы. Важным является создание своеобразной "кадровой политики" даже в маленькой школе. Первостепенное значение имеет формирование внутренне школьной культуры: видение своей миссии, осознание целей, создание своей системе ценностей, которая имеет социальное значение, обеспечение высокой мотивации управленческих действий и т.п Для этого, прежде всего, нужно предоставить каждому руководителю общеобразовательного учебного заведения соответствующее управленческое образование.

Таким образом, к особенностям управленческой деятельности общеобразовательных учебных заведений следует отнести зависимость цели управления от социально-экономических отношений, идеологии, единство централизованных и децентрализованных факторов, зависимость ценностной ориентации к труду педагогического коллектива.

С какими же проблемами оптимального функционирования управленческой деятельности в СНО сталкивается руководитель этих заведений? Это мы рассмотрим в следующем разделе.

Проблемы оптимального функционирования управленческой деятельности в общеобразовательных учебных заведениях

Современность требует качественных преобразований общих и целевых функций. Этот процесс хорошо осмыслен в работе Л.И. Даниленко. Автор связывает изменение функций с тенденцией обновления управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения. Она называет процесс обновления модернизацией, а функции модернизированными. Модернизация связывается с появлением требований проводить анализ окружения школы в более широком масштабе и предвидеть развитие школы в связи с изменениями окружающей среды. Эту задачу выполняет прогнозирующая функция. Необходимость представлять школу в различных официальных кругах в связи с предоставлением ему самостоятельности в установлении разноплановых контактов вызвала появление представительской функции [26, 47].

Управление учебно-воспитательными учреждениями становится более оптимальным, меняется стиль управления, каждому учителю, администратору предоставляется возможность творить, выразить свою индивидуальность, принять непосредственное участие в создании микроклимата в коллективе, создать определенный имидж учебного заведения.

Важным, на наш взгляд, является выделение функции, нацеливает на осмысление и воспроизведение в своей деятельности внешней и внутренней политики государства, национальной культуры, истории нашей страны подобное. Это политико-дипломатическая функция.

Консультативная функция возникла как необходимость при самоуправлении, самоорганизации деятельности педагогической системы школы. Менеджерская функция усиливает внимание к руководству педколлективом и обеспечения системности этого процесса, использования методов ситуационного управления.

Эти функции получили дальнейшего развития в работе А. И. Зайченко по модернизации деятельности районного отдела образования в современных условиях. Раскрывая научные основы этого процесса, автор использует такие приоритетные модернизированные функции, как: диагностическая, прогностическая, консультативная, менеджерская, представительная, политико-дипломатическая. Она показывает механизм определения целевых функций представителей аппарата рай (городское) ПО в пределах каждой модернизированной функции. Таким образом, происходит качественное изменение целевых функций управления в системе общего среднего образования [34, 53].

Можно отметить, что развитие целевых функций определяется их количественными и качественными изменениями.

Количественные изменения протекают под воздействием внутренних факторов переосмысления и осознания сущности каждой функции и требованиями введения новых направлений деятельности при изменении профильности школы или смещение равновесия в централизации или децентрализации управления, что требует перераспределения целевых функций. Качественные изменения происходят под влиянием изменений во внешней среде, которые выдвигают новые задачи перед школой, ранее школа не выполняла.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту