рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
2

Руководитель общеобразовательного учебного заведения имеет потенциал еще не использованных мотивов, которые могут начать действовать согласно новых ориентаций и более высокого уровня развития управленческой культуры.

Эти ориентации выполняют функцию смыслообразования, т.е. придают действительности, четко отражается в индивидуальном сознании руководителя, определенного значения. Реформирование отечественного образования, свободный выбор форм и методов определяет новые смыслообразования, дает новый смысл ценностной ориентации мотивам деятельности руководителя и подчиненных. Новое смыслообразование заключается прежде всего в воспитании исполнителя, а личности, способной конструктивно изменять мир.

Следует отметить, что реальные мотивы руководителя учебного заведения следует отличать от мотиваций, т.е. рациональных объяснений действия через указания на социально принятые обстоятельства побуждают к выбору конкретного действия. Такие мотивации могут сознательно использоваться управленцем для маскировки истинного мотива его поведения.

В наше трудное время нежелание решать сложные проблемы, стоящие перед руководителями общеобразовательных учебных заведений, можно мотивировать безысходностью момента, отсутствием интереса со стороны государства, недостаточной материальной базой и т.д Но в данной ситуации чаще всего наблюдается не побуждение к деятельности, а мотивацию отказа от нее.

Социальные ценности и мотивы, преломляясь сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологической структуры руководителя в форме личностных его ценностей. Каждому руководителю образования присуща специфическая иерархия ценностей, которые выступают связующим звеном между культурой общества и сложившейся руководителем культурой учебного заведения, между общественным и индивидуальным.

Образовательные действия отражаются в сознании руководителя в форме ценностных ориентаций, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признанных руководителем, но не всегда принимаемых им как собственные цели и принципы. Такие ценности не побуждают к реальным мотивам деятельности управленца, и даже иногда приводят как к конфликтам в мотивационной сфере личности, так и в педагогическом коллективе.

В ценностных категориях выражены определенные ориентации знаний, интересов и предпочтений различных социальных групп и личности. Каждая исторически конкретная эпоха может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых воспринимается как самый высокий уровень социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которого развиваются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и целенаправленные действия самих людей. Усвоение этой системы каждой конкретной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

В сознании зрелой индивидуальности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается в осуществлении личностью определенного вклада в культуру, осознании личностью новых форм объективных и субъективных ценностей.

Человеком с высоким уровнем культуры руководства можно считать такую личность, в которой ценностные ориентации на труд доминируют над другими: ориентаций: на семью, общественную деятельность и другие сферы самоутверждения индивида. При этом чаще встречается такая методологическая ошибка в подходах к определению уровня культуры руководителя учебного заведения: фиксация распространенности ценностных ориентаций без учета силы их мотивационного воздействия на подчиненных.

Степень научной разработанности данной проблемы показывает многообразие подходов, концепций и теорий ценностной ориентации.

Проблема ценностной ориентации человеческой деятельности, в том числе управленческой, уже давно является предметом исследований как зарубежных, так и отечественных авторов среди которых следует назвать (А.С. Афонин [1], В.И. Бондарь [3], Л.М. Карамушка [51], Ю.А. Конаржевський [57], Н.Н. Поташник [98], Маслоу [124], М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [74]).

Опираясь на работы: А. Маслоу "Иерархия потребностей", "двухфакторную модель" Ф. Герцберга, "теория ИВЗ" К. Альдерфер, потребности: успеха, власти, принадлежности Д. Мак-Клелланда, теория ожиданий В. Врума, а также отечественных ученых Л.М. Карамушка "Психология управления", М.Л. Портнов "Азбука школьного управления", М. Поташник "Управление современной школой", В.О. Сухомлинский "Разговор с молодым директором школы", было определено, что в учебном заведении ценностные ориентации руководителя формируют ценностные ориентации всего коллектива, определяют приоритеты, направления и формы деятельности, выбор общего направления школы и ее профиля.

Объектом исследования являются проблемы управления общеобразовательным учебным заведением.

Предмет исследования. Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине.

Цель исследования. Определить качественную модель ценностной ориентации в управленческой деятельности, что обеспечит успешное руководство общеобразовательным учебным заведением. Задачи исследования:

1. Выяснить сущность, структура и функции управленческой деятельности руководителя СНО.

2. Определить роль ценностной ориентации личности в структуре управленческой деятельности и пути ее реализации.

Гипотеза. Автор исходит из тезиса, что руководитель имеет потенциал еще неиспользованных ценностных ориентаций, которые могут начать действовать согласно новым условиям и более высокого уровня развития управленческой культуры.

Руководителем с высоким уровнем образовательной культуры автор считает такую личность, в которой ценностные ориентации на рациональную деятельность, что способствует развитию СНО являются доминирующими, и обоснованными.

Согласно задачи исследования использовался комплекс таких методов:

1) теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, как отечественных так и зарубежных авторов;

2) сравнительный анализ, обобщение, синтез, системный анализ. Теоретическую основу работы составляют современные концепции психологов, педагогов по проблеме управления и ценностных мотивов в процессе управления СНО (А.С. Афонина [1], В.И. Бондаря [3], Л.М. Карамушки [51], Ю.А. . Конаржевського [57], Н.Н. Поташника [98], Маслоу [124], М. Мескон, М. Альберта, Ф. Хедоури [74]).

Научная новизна исследования заключается в разработке и уточнении качественной модели ценностной ориентации потребностей и мотивов, как механизмов формирования педагогической культуры современного руководителя СНО.

Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы директорами школ, студентами факультетов дополнительного и последипломного образования по специальности "Управление учебным заведением", преподавателями педагогических вузов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту