рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
16

Основой ценностной ориентации является принцип комплексности, согласно которому ценностная ориентация персонала должна основываться на трех основных компонентах: потенциальные возможности сотрудника (психолого-физиологические особенности личности, образование, воспитание, опыт и др.)., Личностные мотивационные компоненты, цели и задачи бизнеса.

При этом ориентации персонала предполагает учет основных базисных потребностей человека:

• физиологических (возбудимость, потребность в экзогенных раздражителях, потребность в поддержании гомеостаза и др )

• потребность в безопасности и защищенности;

• потребность в любви и привязанности;

• потребность в достижениях;

• потребность в социальном одобрении (карьера, социальный статус);

Набор базисных потребностей качественно и количественно разный у каждого человека и определяется генотипом, физиологическим функциональным состоянием, воспитанием, обусловленным опытом и множеством других составляющих. Индивидуальный базисный набор потребностей - основа мотивации труда каждого сотрудника.

С генотипом все понятно, именно он определяет индивидуальные особенности процессов высшей нервной деятельности. Пробковые процессы в головном мозге имеют индивидуальное окраску и могут быть сильными или слабыми, уравновешенными или неуравновешенными, подвижными или инертными. Действительно, разные темпераменты являются проявлением индивидуальных особенностей возбуждающих и тормозных процессов в высших отделах головного мозга. Сама должность и функциональные должностные обязанности должны соответствовать типам высшей нервной деятельности сотрудника. Холерик, который отвечает за документооборот фирмы, не порадует ни непосредственного руководителя, ни сотрудников. Да и сам вряд ли будет доволен ходом работы [93, 57].

Генотип определяет физиологические потребности сотрудника. Потребность в различных экзогенных раздражителях генетически детерминирована, поэтому понятна ситуация, когда в одной организации, отделе встречаются сотрудники с различной потребностью в раздражителях. Одному для оптимальной работоспособности и удовлетворенности работой необходимо постоянное ощущение новизны, другому - важно ощущение стабильности

В классическом труде Ф. Фарли приведено описание двух типов личностей, различающихся по силе потребности во внешних раздражителях. Первый тип условно называется личностью типа "Т", к которому относятся люди с высокой потребностью в экзогенных раздражителях. Им необходимо постоянное ощущение новизны, приключений, риска. Они легко адаптируются в стрессовых ситуациях и новом коллективе. Очевидно, что при недостаточном количестве экзогенных раздражителей такие сотрудники их "придумывать". Хорошо, если это идея нового проекта, а не создание конфликтной ситуации в группе. Согласно Ф. Фарли, такие сотрудники имеют высокую креативность, поэтому необходимо направлять их энергию в русло творческой деятельности. Мотивационным для такого сотрудника является делегирование полномочий в проведении предварительных переговоров, участие в выставках, презентация товаров или услуг фирмы.

Второй тип личности, тип "t", имеет низкую потребность во внешних раздражителях. Такие люди ощущают комфорт в организациях на должностях с большим количеством рутинной работы. Главное для них - надежность, стабильность и ощущение покоя. Новая работа или новый сотрудник может вызвать у них состояние хронического стресса. Таким сотрудникам лучше поручать подготовку бизнес-плана, а не внедрение самой инновации.

Два типа личностей, описанных Ф. Фарли, находятся как бы на диаметрально противоположных полюсах, а большинство сотрудников в организации находятся на разных расстояниях от полюсов "Т" и "t". Поскольку неспецифическая реакция организма на любой экзогенный раздражитель и является стрессом, понятно, что люди "Т" и "t" типов отличаться не только по своей стресореактивнистю, а за стрессоустойчивость. То есть по своей способностью воспринимать и подавлять стресс. То, что для "Т" типа будет элементом новизны с положительными эмоциями, для личности типа "t" может привести функциональное расстройство [106, 58].

Существует комплекс не только психологических тестов, а физиологических методов, которые позволяют дифференцировать лиц с различной реактивностью и выносливостью к действию экзогенных раздражителей.

Первичные потребности человека обусловлены генетически, одна из них - потребность в поддержании гомеостаза. Для поддержания физиологического баланса в организме необходимы вода, питательные вещества, выделения из организма продуктов обмена, отдых. Фундаментальной физиологической потребностью А. Маслоу считал также сон. Неудовлетворение этих потребностей приводит к стрессу, который переходит в функциональные расстройства и развитие патологических состояний (болезнь). Удовлетворение этой базовой потребности происходит через материальные стимулы: оплата по тарифным ставкам и должностным окладам; доплаты и компенсации; надбавки; премии, социальные бонусы; выплаты дивидендов.

Базисные потребности личности в безопасности и защищенности каждый сотрудник удовлетворяет самостоятельно. Но, с другой стороны, возможности в реализации потребности надежности и защищенности его квартиры, дома, зависят от размера заработной платы. Страхование жизни и здоровья может быть частью социальной бонуса, предоставляемого фирмой. Сфера трудовой деятельности может законодательно закрепить страхование жизни и здоровья. Например, при медицинском обслуживании больных СПИДом страхования сотрудников, которые непосредственно контактируют с больными, вирусоносителями или их кровью, необходимо обязательно обеспечивать медицинским учреждением [120, 16]. Потребности в любви и привязанности, то афилиацийни необходимости, их выраженность и степень интенсивности у каждого человека разные. На этой потребности построена философская концепция "альтруистического эгоизма" Г. Селье, согласно которой именно ради себялюбец человек совершает альтруистические поступки, чем удовлетворяет потребность в любви к людям, которые его окружают.

Потребность в аффилиации может меняться с возрастом. Человека с повышенной потребностью аффилиации легко определить по одежде, она отвечает той среде, в которую стремится попасть и одобрения которого желает заслужить.

Потребность в аффилиации базисная, ее следует использовать как составляющую общей мотивации труда, поскольку без привязанности друг к другу и любви нельзя создать команды, а, следовательно, достичь успеха в бизнесе. Ли Якокка считает составной формулы успеха бережное отношение всех членов команды друг к другу. Они должны любить друг друга. Каждому игроку команды следует думать о своем соседе и говорить себе: "Если я не остановлю того настырного парня из команды противника, Полевые могут сломать ноги. Мне необходимо хорошо справиться со своей задачей, чтобы и Пол сумел справиться со своим ".

Такие отношения в команде могут сформироваться только при кропотливой работе лидера. Прежде всего - это внимательное отношение к сотрудникам. Людям может быть безразлично, как много знает лидер, - важно, что они ему не безразличны. Если члены команды чувствуют, что руководитель действительно ими занимается, не забывает об их интересах, они прислушиваться и уважать его.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту