Легко любить сотрудника, который является профессионалом, качественно выполняет свои обязанности. Значительно труднее - заслуживший выговор. Здесь, действительно, необходимо чувство доброжелательности, если не любви. При излишней вспыльчивости руководителя целесообразно вести записную книгу заслуг, с отдельной страницей на каждого сотрудника. Прочитав такую страницу, легче справиться с негативными эмоциями по поводу "потерянного дела". Даже получая выговор, сотрудник должен чувствовать, что он сам, результаты его деятельности, его прошлые успехи не безразличны руководству.
Важным мотивационным стимулом является внешнее одобрение, признание. Ганс Селье в своей книге "От мечты к открытию" пишет: "Я полностью признаю, что внешнее одобрение, которое выражается в различных видах признания и почестей, является важным стимулом для большинства из нас, если не для всех".Именно поэтому среди менеджеров существует выражение, что ругать лучше по телефону, хвалить - при всех. Или: не похвалишь, не поедешь [54, 40].
Еще во время работы над докторской диссертацией я обратила внимание, что животные (крысы, морские свинки), которых поощряли в раннем детстве (брали на руки, гладили, давали что-нибудь вкусненькое) вырастали более сообразительными. Повзрослев, они быстрее проходили лабиринт, делали в нем меньше ошибок, чем животные, привезенные из питомника. Эти животные имели также устойчивую иммунную систему. Действительно, доброе слово каждому приятно. Основной недостаток отечественного менеджмента - перегиб в сторону жесткого отношения к подчиненным. Это проявляется в том, что подчиненных не принято хвалить, наказания преобладают над поощрениями. Вместе установили, что поощрения являются лучшим стимулом к труду, чем наказание. Например, за опоздание принято накладывать взыскания. В некоторых организациях за это лишают премии.
Однако при внедрении системы материального поощрения за отсутствие опозданий дисциплина резко улучшается, несмотря небольшой размер премий [42, 104].
Справедливости ради следует указать на другую сторону медали: слава и почести могут инициировать враждебное отношение к их объекта со стороны других сотрудников. Всякий проявление преимущества есть конфликтогеном. В такой ситуации сотрудник от высокой оценки своей деятельности получит больше отрицательных эмоций, чем положительных.
Положительные и отрицательные эмоции запускают физиологические механизмы, направленные на "действие". При возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления, выброс в кровяное русло гормонов и медиаторов) значительно превышает реальные потребности организма.
Есть поручение ответственной работы, при наличии у сотрудника "эмоционального всплеска" - это забота не только о деле, а о самом сотрудника. В этот момент он способен сделать немало. С практической точки зрения этот факт обращал внимание Ли Якокка, когда отмечал, что повышение - это повод для поручения ответственного задания. И наоборот, тяжелая ситуация с низкой вероятностью достижения цели, как правило, вызывает негативные эмоции. В этой ситуации даже небольшой успех вызывает положительную эмоцию воодушевления, что усиливает потребность в достижении цели. Тогда небольшим успехом для сотрудника может быть понимание, сочувствие, вера в него непосредственного руководителя [14, 56].
Мотивация труда должна учитывать и потребность в достижениях. Люди, обладающие этим, ставят перед собой задачи, выполнить которые означает для окружающей обстановки добиться успеха. Они хотят быть на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Для выявления таких сотрудников нет необходимости в психологическом тестировании, даже свое свободное время они посвящают основной работе.
На формирование у ребенка потребности в достижениях влияют установки родителей. Как правило, люди с высокой потребностью достижения целей стимулируют развитие самостоятельности у детей. Дети в раннем возрасте учатся полагаться на свои силы, вследствие чего развивается чувство уверенности в себе. Преодоление трудностей и собственные достижения радуют их. И наоборот, родители с низкой потребностью в достижениях чрезмерно опекают своих детей, помогают или выполняют за них повседневные дела. Поскольку таким детям предоставляется меньше свободы, у них формируется слабая потребность в достижениях. Люди, которые имеют сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Такие люди испытывают большее удовольствие от своей работы, когда могут сами ее планировать и самостоятельно определять свою цель. Они предпочитают играть в шахматы, а не в покер, потому что азартные игры не требуют от них серьезных физических и интеллектуальных усилий. Людям, которые пристрастились к игре в казино или в конных скачек, нравится возможность легко выиграть крупные суммы. Исследования доказали, что такие люди редко добиваются больших успехов в своей профессиональной деятельности. Успешно работающие люди, как правило, хотят чувствовать личную ответственность за свои достижения. Этот фактор учитывают при формировании философии организации, документа, который является совокупностью внутренних фирменных принципов и правил взаимоотношений между сотрудниками, своеобразной системой ценностей ("моральный кодекс компании").В разделе "Интересы (хобби)" этого документа зафиксировано, что организация не поддерживает увлечение сотрудников азартными играми на деньги [29,136]. Мозг человека, его строение (цитоархитектоника), т.е. базисный материал для реализации основных функций, формируются до 3-летнего возраста. Итак, все, что происходит в течение первых лет жизни, формирует личность на биологическом уровне. Например, важно, какие сказки слушать малыша. Русские народные сказки "По щучьему велению" или "О Иванушку дурачка" формируют когнитивные особенности организма именно с установкой возможности легкого выигрыша крупных сумм. Для организации гораздо лучше, если ее сотрудникам в детстве родители читали английскую сказку "О трех поросятах".
Природные способности человека, определены его генотипом, неизбежно порождают потребности в их применении. Нереализованные потребности людей в карьерном росте, повышении социального статуса могут создать ситуацию, при которой владельцы или менеджеры - работают обособленно, а сотрудники - также особняком. Авторитарный стиль управления очень часто приводит к ситуации, когда сотрудники организации могут еще и злорадствовать с появлением у менеджеров (собственников) каких-либо проблем. Например, «к нам должен прийти с проверкой КРУ, посмотрим, чем это для них закончится».
В истории существует немало примеров, когда надежда на повышение социального статуса, карьеры делала чудеса. Классическим примером является история побед Наполеона. Самодержец Наполеон, провозглашен наследным императором, родственник австрийского царствующего дома, сумел убедить своих солдат, что они, как и ранее, защитники своей родины от Бурбонов, интервентов, он, как и ранее, только первый солдат Франции. Они верили, что его слова: "В ранце каждого солдата лежит жезл маршала" - не простой звук; солдаты охотно вспоминали, в котором чине начинали свою службу Мюрат, Бернадотт, Лефевр и многие другие звезды императорского генералитета. Солдат - мужик, перешедший из-под розог помещика под фухтелей и шпицрутены офицера, его осыпает пощечинами и пинками каждый, начиная от фельдфебеля. Солдат твердо знал, что нельзя говорить об улучшении его участи, даже если он борется храбро и умело. Генералами становились либо уже в старости, или при протекции и знатности [124, 79].