Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждому разделу, заключения, списка использованных источников.
Процессы глобальных изменений, происходящих на современном этапе развития как всего украинского общества в целом, так и образования в частности, требуют новых подходов и принципов управления учебными заведениями, приоритетными среди которых становятся основы теории менеджмента как науки о конкурентоспособное профессиональное управление. Современное положение в Украине требует формирования соответствующего уровня управленческого знания. Веками в общественном сознании формировалось представление об управлении и о руководителях как о привилегированный слой, который управляет обществом и отдельными объектами. Поэтому объект управления, т.е. народ или какой-то отдельно взятый коллектив, считал вполне естественным наделять своих руководителей судьбоносными функциями, которые превращают их, по сути, у владельцев соответствующих заведений или учреждений. Современный уровень развития менеджмента должен исходить из того, что объектом управления является организационная культура того или иного типа, объединяющая людей единственной неповторимой оболочкой в той или иной организации [16, 89].
Личность, как ее понимают психологи, это каждый отдельный человек с присущими ей индивидуальными особенностями характера, интеллекта, эмоциональной сферы. К психологическим качествам личности относятся характер, темперамент, способности человека, а также особенности психологии, обусловленные ее врожденными качествами и воспитанием. Нет никакого сомнения, что личные качества руководителя, как в зеркале, отражаются в стиле его работы. Важнейшими чертами руководителя, на наш взгляд, являются: организаторские способности, чувство ответственности; принципиальность; требовательность, которая должна быть соединена с гуманизмом, добротой, человечностью, справедливость как сочетание доброты и правосудия подчиненность личных интересов интересам дела; новаторство, изобретательность, инновационный подход ; самостоятельность способность самостоятельно идти к поставленным целям, иметь и отстаивать собственное мнение; гибкость (не в смысле беспринципности, а как способность учитывать изменяющиеся обстоятельства, разные характеры и манеру поведения людей); сдержанность - умение контролировать свое поведение, владеть собой, доброжелательность , великодушие, умение прощать, отсутствие вредных привычек; привычка постоянно следить за своей внешностью; оптимизм (оптимистично настроен руководитель способствует улучшению во всех настроения, вызывает желание работать) [17, 39].
Отдельно следует сказать о такой момент, как харизма.
Харизма - это власть над людьми, построенная не на логике, а на силе личных чертах характера и способностях лидера. В основе ее лежит привлекательность руководителя. Харизматический руководитель - это руководитель от Бога, который пользуется глубоким уважением людей к нему и верой в его безграничные возможности. Его личность завораживает, притягивает к себе, излучает магнетизм. Харизматический руководитель должен, как правило, впечатляющую внешность, независимый характер, выдающиеся риторические способности, уверенную манеру поведения. Он воспринимает как должное восхищение своим лицом. Харизматичное влияние лидера особенно сильно на людей, которые нуждаются в присутствии рядом сильного человека, которому они, так сказать, относятся и подчиняются. Не все харизматические лидеры имеют положительную направленность, иногда это антиобщественные личности, например, криминальные авторитеты. Подобные харизматические лидеры меньших масштабов времени влияют на учеников, бороться с их влиянием трудно, но необходимо [35, 13].
Харизматический руководитель в роли директора - это наиболее эффективный руководитель, хотя такие руководители встречаются редко.
Харизма - редкое явление, как и любой талант.
С личностных качеств руководителя следуют также особенности стиля его работы. Остановимся на тех, которые считаем основными. Укажем, прежде всего, на деловитость и организованность. В работе должна быть определенная система, порядок, на каждый день нужно сдавать четкий план, добиваться точного его выполнения. Порядок должен быть также в документации, на рабочем месте, во всем. Руководитель должен тому же требовать и от подчиненных.
Далее укажем на:
компетентность, знание своего дела - знание директивных документов, соответствующих законов школьной экономики, методики, новейших педагогических технологий;
умение работать коллективно, владение искусством совместно обсуждать и решать дела.
Обратное - авторитарный, командный стиль, который должен постепенно сдавать свои позиции перед коллективом; оперативность, умение ценить свое время и время своих подчиненных, лаконичность;
дальновидность - умение видеть, держать в поле зрения проблему, главные моменты;
открытость, открытость, прозрачность в работе.
Обратное - полная секретность во всем. Некоторые руководители именно на таинственности строят всю свою деятельность. Благодаря этому создается "имидж" всезнающего и всесильного директора, который держит в руках все, в том числе и вашу судьбу. Но это скорее феодальный, а не современный демократический стиль;
равно, одинаково объективное отношение ко всем членам коллектива (симпатии и антипатии демонстрировать нежелательно);
искусство убеждать;
культура общения, вежливость;
чувство юмора необходимо, чтобы снимать стресс у людей и у себя.
Обратное - черствость, равнодушие к проблемам других [50, 163]. Чем больше у руководителя положительных черт из числа указанных выше, тем эффективнее его работа, тем лучше атмосфера в руководимом им коллективе, тем меньшими усилиями достигается желаемый результат.
Никакая другая профессия не предъявляет таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя, руководителя общеобразовательного учебного заведения. Педагог-руководитель обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культуры, стремиться к воплощению в себе человеческого идеала [63, 36].
Особые профессиональные и общественные функции руководителя школы: необходимость быть всегда на виду в самых объективных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, коллег, широкой общественности - предъявляют повышенные требования к личности директора, его нравственного облика.
Практическая управленческая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина - искусство. Поэтому первое требование к современному руководителю школы - наличие способностей к управленческой деятельности.
Педагог, руководитель - это прежде всего и всегда великий труженик. Поэтому важнейшими профессиональными качествами педагога, руководителя должны быть признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, ответственность, стремление постоянно повышать качество своего труда [119, 2 ].