рефераты по менеджменту

Аксиологические проблемы управленческой деятельности работника образования в условиях модернизации образования в Украине

Страница
8

Уровень освещения сущности понятия "управленческой культуры" в науке недостаточно, однако, несмотря на это, даже существующие концепции зачастую противоречат друг другу. Так, ученые московской школы рассматривают управленческую культуру как меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой [5, 87]. Представители же харьковской школы сущность управленческой культуры видят в знании теории и процессов управления, их закономерностей, свойств, функционального содержания, видов, форм и методов управленческой деятельности [3, 11].

Управленческая культура - понятие многогранное, и рассматривать его необходимо также с многих позиций. Правомерно рассматривать управленческую культуру как знание и владение теорией рациональной организации работы аппарата управления, привития ему наиболее эффективных средств, форм и методов труда, раскрытие роли культурного элемента в нем [4, 11].

Управленческая культура - это знание и владение теорией управления как важной социальной функции - сознательного и властного, с применением новейших достижений культуры организации, воздействия как на отдельных людей, так и на всю человеческую общность, которая проводится для достижения четко определенной конкретной цели [26, 4 ]. Управленческая культура - это знание и владение теорией закономерностей комплексного, системного подхода к решению управленческих проблем. Перед ней стоит задача создать такой управленческий кругозор каждого руководителя, который способен поднять его до высот современной профессиональной культуры. Наиболее важными компонентами профессиональной культуры, или управленческой культуры, руководителя, считает проф. К. Абульханова, есть высокоразвитые: системный кругозор, профессиональное творчество, праксеологичные способности, рефлексивные способности, информационное вооружение, компетентность, самосовершенствования, конкретно-предметные знания [29, 142]. Управленческая культура руководителей именно учебных заведений имеет определенные особые характеристики и рассматривается в несколько ином контексте, учитывая определенную специфику их работы. Так, В.А. Сластенин считает, что управленческая культура людей, занятых в сфере образования является частью их профессионально-педагогической культуры [58, 35].

Традиционное представление о профессионально-педагогическую культуру связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества. В таком случае компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает управленческие навыки и в зависимости от степени их применения в практической деятельности они оцениваются им как более-менее значимые. Идеи, концепции и знания, которые имеют в настоящий момент большую значимость для эффективного управления, выступают как управленческо-педагогические ценности. Ценности управления педагогическими системами разнообразны.

Научно обоснованное определение цели и конкретных управленческих задач - это основа осуществления планирования, организации, стимулирования, текущего контроля, регулирования всех звеньев деятельности школы, в том числе и управление персоналом, анализ ее результатов. Анализ научных работ показывает, что непродуманное определение цели и конкретных задач в деятельности школы на практике приносит учащимся, учителям, родителям, самому управлению педагогическим процессом чрезвычайно много вреда, обусловливает нервозность и конфликтность в коллективе. На практике мы еще нередко сталкиваемся с постановкой проблем, нереальных для выполнения в существующих условиях функционирования отдельной школы. Например, предлагаемая руководителем школы вообще-то благородная и прекрасная цель ее деятельности - "от творчески работающего учителя - к творчески работающего коллектива", без соответствующих условий (отсутствие надлежащих творческих способностей, достаточной материально-технической базы, уровня подготовленности учащихся, наконец мотивации и элементарного стремление отдельно взятого учителя и коллектива учителей) превращается в тяжкое бремя для самого руководителя школы и всего ее коллектива. Нечеткая и нереальна определенность цели управления педагогическим процессом уже на его начальном этапе обречена на неудачу [70, 51]. Процесс управления, как известно, предусматривает ряд функциональных обязанностей руководителя, в том числе определение целей, задач, стоящих перед коллективом; выработка определенной программы предстоящей работы, организационных мероприятий по его выполнению и, наконец, систематического контроля, который сопровождается оперативным регулированием. Понятно, что каждая из этих функций требует высокой исполнительской культуры, целиком и полностью зависит от наличия определенных знаний и умений у руководителя школы, а также его ближайших помощников, от мастерства и педагогического таланта работать с людьми. Руководитель коллектива должен понимать, что человек - система более сложная, чем любая кибернетическая конструкция, и она требует подлинного культурного обращения к себе.

Существенным элементом управленческой культуры есть четкий режим работы администрации школы, высокая культура приема посетителей, проведения всевозможных совещаний и заседаний, рассмотрение писем и устных заявлений родителей, разговоров по телефону и ряда других мер, определяющих сложное и многогранное жизни школы. Для того, чтобы руководитель мог оперативно управлять этим процессом, он должен четко представлять каждое звено этой сложной социальной системы, владеть искусством системного подхода и анализа, т.е. системного видения управляемого объекта.

Не менее важными аспектами управленческой культуры является культура документации и культура условий труда.

Культура документации, как известно, во многом зависит от правильного оформления и круговорота всех входящих и исходящих документов, включая внутреннюю информацию, формы и методы ее учета, обработки, хранения и, конечно, использование [83, 240]. Не следует забывать, что высокая культура работы с документами является залогом высокой исполнительской дисциплины и руководителей, и подчиненных. Особенно большое значение имеют эти вопросы для экономии рабочего времени - одного из важнейших факторов научной организации труда.

Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить деятельность двух руководителей, которые придерживаются разных позиций. Если у одного все нормативные и другие документы находятся, так сказать, под рукой, в компьютерной базе данных, что позволяет "фильтровать" и обрабатывать в любое время необходимые данные, то он экономит свои силы, энергию, автоматизируя рутинную работу руководителя по поиску и обработке управленческой информации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту