В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретают человеческие качества руководителя школы, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни педагогов, сотрудников школы и воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и т.д
Руководитель должен быть, лидером способным вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, профессионализм, положительные эмоции. Должен быть дипломатом, успешно преодолевать внутренние и внешние конфликты.
Прежде всего руководитель - это просто человек, обладающий глубокими знаниями и умениями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих [113, 157]. Личность руководителя школы, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергичность, организаторские способности определяют лицо школы, деятельность педагогического и ученического коллективов. Каждый директор имеет свои особенности и достоинства. Однако есть ряд особых качеств, необходимых для формирования руководителя школы. К ним относятся:
Высокая культура, безупречная нравственность. Современный директор школы должен иметь фундаментальную общеобразовательную подготовку, следить за важнейшими событиями в Украине и за ее пределами, ему присуща высокая принципиальность, личной жизни. Основательное знание современной педагогики и психологии, мастерство педагога, компетентность в вопросах науки и культуры, тонкий художественный вкус придают личности директора школы особую привлекательность и не позволяют ему опуститься до уровня рядового хозяйственника. Руководитель школы должен умело распределять обязанности, создавать благоприятные условия для работы, организовать надлежащую помощь, контроль и руководство, обеспечить высокую деловую активность коллектива и поставки школы необходимыми материалами и пособиями, проявлять твердость, решительность и требовательность.
Сейчас справедливо уделяется много внимания принципам гуманизации труда. Это особенно важно в сфере педагогического труда. Руководитель школы просто обязан быть большим оптимистом, гуманным человеком, уважать людей, любить [105, 53].
Таким образом, для молодых руководителей общеобразовательного учебно-воспитательного учреждения очень важна собственная модель, программа развития личности менеджера образования и усовершенствования в осуществлении управленческой деятельности на посту руководителя школы.
Остановимся на тех принципах, которые особенно необходимы в настоящий период интеграции в европейские структуры: компетентность, гуманизация и демократизация управления учебно-воспитательным процессом.
Компетентность является результатом основательной базовой подготовки и непрерывного повышения мировоззренческого, профессионального и общекультурного уровня в различных формах и, главное, через самообразование [96, 32].
Принципы научности управления, структурно-функционального анализа, ситуационного подхода связаны именно с компетентностью, т.е. с готовностью руководителя учебного заведения выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с современных теоретических взглядов, придерживаться мировых требований к менеджменту.
Компетентность - это сочетание такого уровня науки и практики в деятельности конкретного менеджера учебно-воспитательного процесса, которое позволяет достигать высокого конечного результата с минимальными затратами нервной и физической энергии людей, эффективно организовывать личный труд и труд руководимого коллектива.
Компетентный руководитель школы или вуза опирается прежде всего на практические рекомендации по обеспечению всестороннего развития личности, творческих способностей, использование диагностических методик, предотвращения конфликтов, стимулирования и сплочения коллектива, совершенствование стиля руководства [76, 61]. Реализуя идеи демократизации и гуманистического мировоззрения с ориентацией на европейские и общечеловеческие ценности, надо помнить о национальные и региональные особенности Украины, учитывать региональный менталитет населения, творчески подходить к концепции образования.
Принцип гуманизации основывается на внимании к каждой личности, с которой менеджер учебно-воспитательного процесса вступает в деловое общение: к преподавателю, ученика, случайного посетителя. Человек рассматривается не как ресурс, а как конечная цель, ради которой осуществляется управленческая деятельность, и одновременно как важный фактор, от которого зависит конечный результат [42, 104]. Режим функционирования, в котором по привычке работают многочисленные учебные заведения, ведет, особенно в переходный период, в упадок. Чтобы выжить в кризисных условиях, школе нужно переходить к режиму развития.
Демократизация предполагает децентрализацию, самостоятельность образовательных учреждений, право педагогов на творческий поиск, широкие права учащихся и студентов.
Благодаря демократизации актуализируются педагогические альтернативы, облегчается бремя на бюджет, общество все шире занимается развитием образования. Однако есть и недостатки: борьба образовательных учреждений за выживание в условиях нерегулируемого рынка, вынужден педагогический эгоизм, развал единой системы непрерывного образования и образовательного пространства, коммерциализация по природе своей некоммерческой сферы общественного хозяйства [44, 14].
Принципы компетентности, гуманизации образования и демократизации управления ею помогают менеджеру учебно-воспитательного процесса разработать успешную стратегию и учебного заведения на основе проблемно-ориентированного анализа вместе с коллективом формирует план реализации изменений. Интегральная характеристика педагогического коллектива - уровень его развития (уровень зрелости) определяется как способность коллектива ставить актуальные и реалистичные общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, интегрированных с общими целями, строить и гибко изменять структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью [55, 37]. Вопрос о способности к управленческой деятельности, как и о педагогические ценности, находится в современной педагогической науке в стадии разработки.
Способности к педагогической деятельности - это ценности личности, интегрированы выражаются в естественных наклонах к работе с людьми, детьми, любви к детям и своих коллег педагогов, получение удовольствия от общения с ними.
На наш взгляд, следует согласиться с авторами которые выделяют следующие основные группы ценностей: