Организаторские. Проявляются в умении сплотить коллектив учителей, учащихся, вспомогательный персонал школы, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.
Дидактические. В данном случае руководитель школы должен быть учителем учителей. Он должен дать четкий и конкретный ответ на любой вопрос любого учителя, связано с процессом образования и обучения учащихся.
Перцептивные, которые проявляются в умении проникать в душевный мир каждого человека, объективно оценивать его эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
Коммуникативные ценности, которые проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями общественных, государственных, образовательных и других учреждений и организаций.
Суггестивные ценности, которые проявляются в умении осуществлять эмоциональное воздействие на своих коллег, учеников, их родителей и др
Исследовательские ценности оказываются в умении узнавать и объективно оценивать педагогические ситуации и процессы.
Научно-познавательные ценности предполагают усвоение научных знаний в своей области [84, 11].
Многие специалисты разделяют мнение о том, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсирована развитием других важных профессиональных качеств - трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, систематической и постоянной работы над собой.
Современная наука утверждает, что способности к педагогической деятельности (талант, призвание, задатки) - это важная предпосылка овладения педагогической деятельностью, однако не является решающим профессиональным качеством.
Можно иметь хорошие задатки, но так и не раскрыть их, и, наоборот, казалось бы, человек и не выделялась выдающимися способностями, но при настойчивой, целеустремленной, творческой работы окрепла, вознеслась к вершинам педагогического и управленческого мастерства [90, 29]. Вступление в Болонский процесс требует пересмотра концептуальных основ учебного процесса на всех уровнях. Особенно это касается средней общеобразовательной школы, поскольку именно она закладывает фундамент нашей страны, жизненную компетентность ее выпускников. Именно из школы начинаются истоки новых технологий, новых направлений научного знания, нового миро представления и миропонимание граждан. Школа начинает духовное возрождение украинского народа, формирует новую личность, которая способна активно и творчески реализовывать как собственный так и общегосударственный потенциалы. Именно в школе закладываются основы украинского гражданского общества, правового государства, основы прав и свобод каждого человека, стремящегося к саморазвитию и духовного совершенствования.
Все это настоятельно требует существенных изменений в организации деятельности и функционировании всех учебных заведений, а особенно - общеобразовательных. И здесь на первый план следует управленческо-организаторская и координационно-контрольная деятельность руководителя школы. В нынешних условиях эта деятельность четко приобретает характер менеджменства - современного процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для формирования и достижения высокого уровня деятельности конкурентоспособного среднего общеобразовательного учебного заведения [109, 82].
Очевидно, что в данном процессе ключевой фигурой является личность директора. Развитие принципиально новой системы образования предполагает и новые, модернизированные, инновационные свойства управления учебным заведением, генерируемых его руководителем.
Современный директор должен быть не простым реализатором нормативных документов и указаний, а деятелем, который способен не только объединить коллектив вокруг новых задач, генерировать новые идеи и достичь новых результатов за счет оптимизации и кооперации имеющихся ресурсов, постоянно нацеленных на саморазвитие, но и предусматривать последствия деятельности учебного заведения, его влияние как на учеников - будущих граждан страны, так и на саму страну. В Большом толковом словаре современного украинского языка отмечено: "Управлять - направлять деятельность, работу кого -, чего-либо быть во главе кого-то, чего-то; управлять" ".
В.Г. Афанасьев трактует понятие "управление" как "совокупность определенных действий (операций), которые осуществляют субъекты управления с целью обеспечения преобразования движения к заданной цели" [82, 54].
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают "управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации" [74, 220].
В том же большом толковом словаре современного украинского языка отмечено, что "Менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления с целью повышения эффективности, увеличения прибыли" Руководство школой - это не только сложная и многогранная сфера деятельности ее директора, в которой сочетаются аспекты организационного, педагогического, социального, психологического и технического характера. Сегодня это процесс перевода сложной динамической системы, какой является школа, в более высокое качественное состояние, что соответствует общеевропейским стандартам.
Важными факторами, определяющими состояние и результаты управления СНО являются нормы и критерии их оценки. Березняк Е.С. в статье "директор школы и учитель: Этика взаимоотношений" основные условия эффективной деятельности в области среднего образования. Прежде всего это следующие:
обязательна охвата всех детей школьного возраста обучением;
создание в школе и дома соответствующих условий обучения;
основательность изучения школьных дисциплин, качество знаний,
умений и навыков учащихся;
привлечение к делу обучения и воспитания ученических организаций и самоуправления, а также родительского комитета;
последовательное осуществление принципа воспитывающего и развивающего обучения;
постоянный упорная работа педагогического коллектива по повышению качества знаний учащихся;
внедрение в школе принципов научной организации труда;
крепкая трудовая дисциплина в школе;
организация системы внутри-школьного контроля, изучение системы работы учителей;
работа школы с родителями учащихся.
Система управления образованием на государственном, территориальном и внутренне школьном уровнях осталась неизменной, как и десятилетия назад. Таким образом, "несменяемости" системы управления является мощным стабилизирующим, можно даже сказать, "консервирующим" фактором. Изменения педагогического процесса, не подкрепленные организационными и управленческими действиями не приведут к реальным изменениям системы [6, 46].
Любая организация, в том числе и образовательная, на первое место в своем функционировании ставит достижение первенства в своей сфере деятельности. Ведь с изменением государственных ориентиров в образовательной системе изменились также и тенденции, которые вывели на первый план личные цели, которые можно реализовать через профессиональное признание. Также специалисты по менеджменту считают, что почвой успешности является достижение личностью цели через определенную профессиональную деятельность, а профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, где человек имеет возможность раскрыть, проявить и развить профессиональные качества. Еще одной аксиомой является положение о непосредственную зависимость результатов работы педагогических коллективов учебных заведений от управленческой деятельности руководителей. Подтверждением этого являются слова В. Сухомлинского, который отмечал, что "искусство руководства общеобразовательной школой в том, чтобы учителей начальных классов и учителей средних и старших классов объединяли единые педагогические убеждения, чтобы индивидуальное творчество, а без этого невозможен творческий коллектив, образно говоря, текла неисчерпаемыми источниками в единый поток коллективной мастерства, коллективного опыта, коллективной заботы о знаниях учеников ", поскольку именно ученик стоит в центре педагогического процесса и именно на формирование различных образовательных возможностей последнего направлена система образования [73, 6].