Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
В условиях острой конкурентной борьбы фирмы могут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Проблема качества актуальна для всех видов продукции и услуг. Потребители заинтересованы в качестве продукции, а предприниматели — в ее конкурентоспособности, обеспечивающей исключение риска и получение стабильной прибыли. Предприятия любых форм собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, неизбежно разорятся. Для обеспечения производства конкурентоспособной продукции следует создавать такую систему качества, которая наряду с улучшением потребительских свойств способствовала бы снижению или хотя бы стабилизации цены продукции. [21, с. 11]
Таблица 1.2 – Особенности в управлении качеством продукции [28]
Американский опыт в области качества |
Опыт управления качеством в Японии |
Европейский опыт управления качеством |
-жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики; -внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов; -совершенствование управления фирмой в целом. |
-широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии; -высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством; -максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала. |
-законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; -гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации; -создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д. |
В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:
-система качества (Quality System);
-система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
-всеобщее управление качеством (Total Quality Management);
-обеспечение качества (Quality Assurance);
-управление качеством (Quality Control);
-статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
-система обеспечения качества (Quality Assurance System);
-гарантия продукции (Product Assurance);
-всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
-передовой производственный опыт (Good Manufacturing Practices);
-система управления производственными ресурсами (Environmental Management System);
-всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM);
-всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
-интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
-менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
-система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System);
-полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
-менеджмент системы качества (Quality System Management);
Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности — от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Цель всеобщего управления качеством — это достижение более высокого качества продукции и услуг, которое на современном этапе развития научно-технического прогресса является ключевой проблемой развития национальных экономик. Всеобщее управление качеством включает:
- контроль в процессе разработки новой продукции;
- оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;
- входной контроль материалов;
- контроль готовой продукции;
- оценку качества продукции;
- оценку качества производственного процесса;
- контроль качества продукции и производственного процесса;
- анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества);
- использование информации о качестве продукции;
- контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
- обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;
- гарантийное обслуживание;
- координацию работ в области качества;
- совместную работу по качеству с поставщиками;
- использование цикла PDCA (plant-do-check-action);
- работу кружков качества;
- управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, на фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;
- работы в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management);
- участие в национальных кампаниях по качеству;
- выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества); [28]
- участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;
- проведение мер по формированию культуры качества;
подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
- возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство фирмы.
Обязанность по общему руководству качеством лежит на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство фирмы. В общее управление качеством должны вовлекаться все члены организации. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.