Таким образом, основными работами, по которым наблюдается внутризаводское несоответствие продукции за 2008-2010 гг. является отклонение от линейных размеров, отклонение по диаметру, наличие заусенцев и не соблюдение технологии термообработки. Основными причинами выпуска несоответствия этой продукции стали халатное отношение, невнимательность со стороны исполнителей, пониженный контроль мастеров и небрежное отношение к выполнению своих обязанностей. Данные о полученных претензиях, рекламациях и замечаниях на продукцию со стороны заказчика и других заинтересованных сторон представим в таблице 2.8. За 2010г. поступило 38 претензий со стороны заказчика на продукцию, большая часть претензий связана с качеством покупных изделий, не соблюдением правил эксплуатации хозяйствами.
Таблица 2.8 – Данные о полученных претензиях, рекламациях и замечаниях на продукцию со стороны заказчика и других заинтересованных сторон.
Год |
Количество претензий |
За 2008 год |
5 |
За 2009 год |
48 |
За 2010 год |
38 |
За 2009 год было освоено 4 новых вида изделия. Поступило 48 претензий со стороны заказчика на вновь освоенную продукцию, большинство претензий связано с качеством покупных изделий, не соблюдением правил эксплуатации хозяйствами. За 2008 год со стороны заказчика было получено пять претензий по изготовлению несоответствующей продукции. Подводя итог ко второй главе можно сделать вывод о том, что основными проблемами на РУП "Гомсельмаш" является не своевременное оформление и предоставление документации по СТП, низкое качество закупаемых материально-технических ресурсов, неквалифицированный персонал, проведение аудита осуществляется в неполной мере, достигнутый уровень балансовой прибыли не достаточный для полноценного развития производства и обновления основных производственных фондов завода.
Глава 3. Совершенствования управления качеством продукции на РУП "Гомсельмаш"
К решению задачи повышения качества продукции на РУП "Гомсельмаш" необходимо подходить через создание у работников мотивов, внутренних стремлений, желания повысить качество продукции. Последняя достигается разработкой и внедрением системы премирования за повышение качества продукции. Вышеназванная система станет стержнем комплекса мероприятий по повышению качества продукции.
При создании системы премирования необходимо большое внимание уделить блоку материальных стимулов. Для этого необходимо пересмотреть систему оплаты труда и премирования, а именно:
- премирование должно быть привязано к какому либо совокупному показателю качества;
- премирование должно быть дифференцировано, т.е. ориентироваться нужно не только на общий результат, но и на индивидуальный;
- нельзя премировать в обязательном порядке, ведь в противном случае стимулирующая роль премирования снижается.
Часто получается, что материальное стимулирование идет по нескольким каналам, за одни и те же достижения. Этого следует избегать и предусмотреть в данном случае сочетание материальных и моральных стимулов.
Основная причина брака это недобросовестное отношение рабочих и исполнителей к своим обязанностям, несоблюдение технологий, несоответствие применяемого материала, некачественное выполнение работы, неритмичность производства. Существенно ввести на производстве систему материальных стимулов и штрафов. Введение штрафов эффективно с двух точек зрения:
- это дополнительный мотивационный стимул к качественной работе. Боясь суммарного взыскания, работники будут более старательно следить за качеством своей работы. Применяя данную мотивационную политику важно чётко определить сумму карательных штрафов. Штраф не должен быть чрезмерно малым, потому что он не будет значим для работника. Не должен быть чрезмерно большим (например, вся заработная плата), иначе подобные санкции приведут к уходу работников. Штраф за брак должен быть соизмерим с количеством ущерба.
- это правильно с экономической и правовой точки зрения. Работник должен компенсировать ущерб, который был причинён предприятию его непрофессионализмом. При подобной политике вред от брака стремится к нулю.
Если брак в производстве допущен по вине работника, то с работника необходимо удержать стоимость бракованной продукции.
Так же работника можно премировать, по итогам месяца, если в течении календарного месяца в его работе не было допущено брака.
Порядок и условия премирования работников РУП "Гомсельмаш" определяются в Положениях о:
- премировании за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности (размер премии 2, 5 и 10% тарифной ставки рабочего, должностного оклада служащего);
- вознаграждении по итогам годовой работы (в размере 100% среднемесячной заработной платы каждого работника);
- вознаграждении в связи с юбилейными датами работников РУП "Гомсельмаш" (в зависимости от стажа работы);
- вознаграждении в связи с юбилейной датой предприятия.
Основными источниками выплаты премии являются:
- фонд заработной платы, включаемый в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), учитываемый при ценообразовании и налогообложении;
- прибыль, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения.
Существующие системы премирования работников на РУП "Гомсельмаш" не в полной мере способствуют повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. К недостаткам действующих систем стимулирования можно отнести: отсутствие системы показателей, оценивающих качество производимых работ и их влияние на конкурентоспособность продукции; отсутствие экономической связи результатов труда работников по повышению конкурентоспособности продукции с размерами их материального поощрения.
С целью устранения недостатков существующих систем стимулирования и усиления заинтересованности у работников предприятия в повышении конкурентоспособности продукции предлагается:
- работников маркетинговой службы — премировать за перевыполнение плана по реализации продукции и увеличению прибыли;
- инженеров — премировать за повышение качества продукции по сравнению с планом в результате совершенствования ее конструкции;
- технологов — премировать за снижение себестоимости продукции по сравнению с планом в результате совершенствования технологии ее изготовления;
- рабочих — премировать за отсутствие брака и выполнение плана по производству новых изделий;
- контролеров — премировать за отсутствие рекламаций, полученных в результате не соответствия изготовленной продукции конструкторской документации или наличия производственного брака;
- всех работников предприятия — премировать за выполнение плана по реализации продукции в стоимостном выражении.