Среди форм повышения квалификации различают следующие:
- организованная форма повышения квалификации представлена высшими, средними специальными учебными заведениями, центрами по повышению квалификации. Здесь обучение, как правило, осуществляется по специальным программам.
- Неорганизованная форма, когда работники самостоятельно повышают свою квалификацию посредством изучения специальной, справочной, нормативной литературы и документации. Они сами определяют, в какой отрасли испытывают недостаток знаний, и пытаются путем самостоятельного чтения восполнить этот пробел.
В данной курсовой работе внимание будет сосредоточено на инвестиции в повышение квалификации специалистов. Причинами необходимости внедрения этого мероприятия является изменение происходящие во внешней среде предприятия, потребность в высококвалифицированных специалистах, умеющих быстро принимать верные решения, правильно оценивать ситуацию.
Проведем расчет экономической эффективности совершенствования системы управления качеством на РУП "Гомсельмаш" в результате проведения обучения 5-ти специалистов предприятия по программе
В целях совершенствования менеджмента качества РУП "Гомсельмаш" необходимо уделить больше внимания квалификационному уровню работников, поскольку именно от своевременного получения полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса зависит производство продукции в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.
Для повышения квалификации производственных рабочих потребуется направить их на специальные курсы. После окончания курсов контролеры ОТК будут работать более эффективно, применяя на практике, полученные на курсах повышения квалификации знания, что приведет к снижению брака, поэтому планируется их материально поощрить, увеличив им заработную плату на 10 %.
Затраты по мероприятию составят:
1) стоимость курсов для 5 производственных рабочих:
360 тыс. руб. * 5 = 1800 тыс. руб.;
2) повышение заработной платы работникам на 10%:
2150 тыс. руб.*0,1*12*5=12900 тыс. руб.
Итого затрат за год составило 14700 тыс. руб. (1800 тыс. руб. + 12900 тыс. руб.)
По предположительной оценке специалистов в результате внедрения данного мероприятия коэффициент дефектности снизится на 3 % (применение на практике полученных знаний на курсах повышения квалификации, производственными рабочими приведет к снижению брака) и предприятие будет экономить до 2 % чистой прибыли (за 2010 г. она составила 104307 млн. руб.). Следовательно, экономия чистой прибыли составит 2086 млн. руб. (104307 млн. руб. *0,02).
Таблица 3.1 – Оценка повышение квалификации производственных работников
Показатели |
Ед. изм. |
До |
После |
Изменение показателей |
Среднемесячная заработная плата 1 производственного рабочего |
тыс. руб. |
2150 |
2365 |
215 |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
104307 |
106378,3 |
2071,3 |
Таким образом, дополнительная чистая прибыль от внедрения данного мероприятия составит приблизительно 2071,3 млн. руб. (2086 - 14,7).
3.3 Повышение качества продукции предприятия путем применения системы бизнес-моделирования Business Studio при организации и проведении аудитов системы менеджмента
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008 СМК должна быть задокументирована, а вся документация должна поддерживаться в актуальном состоянии.
Внутренние аудиты проводятся через запланированные интервалы с целью определения того, что СМК РУП "Гомсельмаш":
а) соответствует запланированным мероприятиям, соответствует требованиям СТБ ISO 9001 и функционирует в соответствии с требованиями стандартов предприятия;
б) эффективно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
Деятельность по проведению внутреннего аудита планируется с учетом статуса и важности процессов, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. План проведения внутренних аудитов утверждается директором. Этот план доводится до сведения проверяемых подразделений.
Мониторинг программы аудита осуществляет главный инженер-уполномоченный по качеству.
Документы по внутреннему аудиту (протоколы аудита, отчеты по аудиту) хранятся у ведущего инженера по качеству в соответствии с процедурой хранения записей.
На РУП "Гомсельмаш" было выявлено не своевременное оформление и предоставление документации по СТП. Решить эту проблему поможет автоматизация системы менеджмента качества.
Инструментарии сбора информации, заложенные в стандарты ИСО, многочисленны. И лучшим методом упорядочения процесса анализа информации и реализации одного из принципов менеджмента качества – "принятие решений, основанное на фактах" – является автоматизация системы менеджмента качества. Самый распространенный вид автоматизации – автоматизация документооборота организации.
Каждой группе специалистов определяют массивы документации, необходимой для работы и права доступа, корректировки и заполнения документов.
Второй по распространению автоматизации блок СМК – это внутренние аудиты; и степень автоматизации процесса аудита зависит от задач, которые хочет решать организация при анализе результатов внутренних аудитов.
Основные задачи, решаемые при автоматизации информации о внутренних аудитах СМК следующие:
- формирование отчетов об аудитах;
- равномерная загрузка внутренних аудиторов (формирование графика аудитов с учетом загруженности внутренних аудиторов);
- ведение реестра и оценки компетентности внутренних аудиторов;
- мониторинг выполнения корректирующих действий;
- автоматическое формирование плана корректирующих действий;
- автоматическая подготовка анализа частоты возникновения однотипных несоответствий по подразделениям, элементам стандарта, должностям и направлениям деятельности;
- автоматическое формирование годового (полугодового) отчета по результатам внутренних аудитов для анализа со стороны руководства с диаграммами возникновения несоответствий по элементам стандарта, подразделениям, направлениям деятельности.
Для сокращения временных затрат на организацию и оформление документации по проведению внутренних аудитов целесообразно использовать программные продукты, позволяющие максимально автоматизировать процесс документирования поведения внутренних проверок.
Автоматизация позволяет экономить время при оформлении документов по внутренним проверкам, но дополнительная ее ценность заключается в том, что создается электронный банк данных по проведенным внутренним аудитам, что позволяет автоматически формировать отчеты в заданных временных рамках: по количеству и содержанию несоответствий по определенному подразделению, по определенному разделу стандарта, по определенному аудитору и т.д. Впоследствии полученная информация может представляться в виде диаграмм и создавать базу для проведения анализа по результатам внутренних аудитов в организации.