Введение
Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности, всегда были и остаются и по сей день наиболее актуальными независимо от общественно – политического строя. От четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий в их многогранной социально – экономической деятельности. В наше время продолжают разрабатывать и применять различные теории мотивации с целью поиска лучшей модели. Актуальность проблем мотивации работников торговли не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение сё56оциальной и творческой активности конкретного работника торговли, но и конечные результаты деятельности торговых предприятий различных организационно – правовых форм собственности.
Каждая в отдельности модель мотивации существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать вполне закономерным явлением, так как, в сущности, не может быть какой – либо единой мотивационной модели, которая могла бы успешно применяться без учета специфики развития каждого предприятия.
Исходя из вышеизложенного, тема исследования является весьма актуальной в настоящее время в нашей стране.
Цель работы – исследовать роль мотивации труда в повышении эффективности функционирования предприятии, проанализировать систему мотивации персонала на предприятии и разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда работников организации для повышения эффективности деятельности РТБ ОАО «СТПС».
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность, основные теории мотивации и формы
мотивационного воздействия на персонал;
- описать отечественный и зарубежный опыт применения систем мотивации и стимулирования персонала;
- проанализировать факторы мотивационного воздействия на персонал предприятия;
- оценить эффективность существующей системы мотивации;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда персонала с использованием материальных и нематериальных факторов;
- оценить социально-экономическую эффективность разработанных рекомендаций.
Объект исследования – предприятие г.Новосибирска РТБ ОАО «СТПС», основная цель деятельности которого заключается в оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Предмет исследования – система мотивации труда работников РТБ ОАО «СТПС».
Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Н.А.Волгин, Т.Ю.Базаров, С.А.Шапиро, Р.А.Яковлев, посвященные вопросам, связанным с управлением оплатой труда, мотивацией и стимулами трудового процесса.
Методы исследования: изучение документации, анкетирование, наблюдение, расчет, анализ, сопоставление.
Информационная база – данные, собранные автором на объекте исследования.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что разработанные мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала РТБ ОАО «СТПС» имеют высокую эффективность, могут быть применены и на других автосервисных организациях города Новосибирска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы раскрыта сущность мотивации, основные формы мотивационного воздействия на персонал организации, а также роль мотивации труда в повышении эффективности функционирования предприятия.
Вторая глава работы содержит организационно-экономическую характеристику объекта исследования и результаты анализа системы мотивации персонала РТБ ОАО «СТПС».
В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию мотивационного воздействия на персонал РТБ ОАО «СТПС» с использованием материальных и нематериальных стимулов, а также приведены результаты оценки социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
Глава 1. Роль мотивации труда для повышения эффективности функционирования предприятия
Существует большое количество мотивационных теорий, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Например, у Г.Г. Зайцева встречается такое определение: «Мотивация – это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности»” [9, с. 28].
С точки зрения Б.Ю. Сербиновского: “Мотивация – это побуждение людей к деятельности” [8, c. 46]. Однако, все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников – значит затронуть их важные интересы, потребности в чем- либо [11, с. 90].
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
М.Х. Мескон в своей книге «Основы менеджмента» дает следующее определение мотивации: «Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
В.Верхоглазенко в своей статье «Система мотивации» дает следующее определение мотивации [2, c. 23]:
Мотивация (как процесс) – есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности). Или, мотивация (как механизм) – это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности). Поэтому можно говорить об организации или управлении мотивацией (мотивационными процессами) человека, персонала и т.п.
На наш взгляд, более широко раскрывает понятие мотивации, следующее определение Э.А. Уткина: «Мотивация- состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации».
Мотивация рассматривается как «воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей», Она подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя – определяется содержанием и значимостью работы, внешняя – предстает в качестве стимулирования и может выступать в экономической и административной форме (приложение А).