В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.
При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.
Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.
В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение определенного более или менее длительного периода (нередко 10— 12 лет, а в Германии например автостроители законодательно обязаны обеспечить наличие запчастей в течении 10 лет) после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся с установленным оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий.
В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.
После оценки конкурентоспособности продукции Крипендорф К. предлагает выбрать один из следующих путей повышения конкурентоспособности:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;
- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
- изменение системы стимулирования поставщиков;
- изменение структуры импорта(19; с. 206)
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов. Подводя итог можно суммируя выделить 3 главных пути повышения конкурентоспособности:
1. Повышения качества товара
2. Снижение цены на товар
3. Улучшение сбыта товара.
Окружающая маркетинговая среда производственного предприятия представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Она имеет ярко выраженные особенности.
В последнее время произошло увеличение количество случаев смены поставщиков на предприятиях. Объясняется это тем, что рост цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и снижение прибыли заставляют предприятие-покупателя снижать свои издержки.
Среди факторов конкурентоспособности, лежащих в основе выбора поставщика производственные предприятия выделяют:
o прогрессивные технологии производства;
o срок работы предприятия на рынке;
o универсальность, стандарты деталей комплектующих;
o специфика функционирования отрасли;
o наличие покупателей, связанных одной технологической цепочкой производства с предприятием изготовителем в регионе.
o месторасположение, удобные транспортные пути;
o репутация предприятия по срокам и качеству исполнения заказов.
На конкурентоспособность предприятия влияют различные факторы:
1. Регион местоположения:
1)Природно-географические особенности региона включают:
· континентальное, прибрежное или островное положение;
· размеры территории;
· климатические зоны;
· ландшафт и природно-ресурсный потенциал региона.
2)Социально-географические особенности:
· численность и плотность населения;
· уровень урбанизированности;
· пространственная удаленность региона от центра страны.
3)Социально-экономические особенности региона:
· ведущие отрасли производства;
· развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);
· экономические показатели региона;
· перспективы экономического развития региона.
4)Социально-демографические особенности региона:
· половозрастная структура населения;
· степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);
· этнический состав населения.
5)Социально-политические особенности региона:
· государственно-правовой статус региона в системе РФ;
· внутриполитическая ситуация в регионе;
· геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам РФ;
· приграничное положение.
6)Историко-культурологические особенности региона: