- финансовый отдел информировал главного заместителя о падении прибыльности и рентабельности производства.
Проведем оценку степени удовлетворенности персонала существующим положением дел и субъективного восприятия (осознания) необходимости преобразований, а также оценка «горизонта допустимых преобразований» в представлениях работников разных категорий в приложении 2. Таблица составлена на основе анкетирования.
На основе таблицы выявим ключевые группы, фигуры - заинтересованные стороны. Толчком для преобразований в организации послужит отдел маркетинга. Он послужит генератором идей, в таблице видно как все работники отдела заинтересованы в реализации будущей программы. Отделу маркетинга придется работать в тесной взаимосвязи с финансовым отделом, который сможет проанализировать все денежные потоки и сделать вывод об денежной эффективности преобразований. Идеи подкрепленные расчетами будут направлены на рассмотрение заместителю начальника по производству и маркетингу, а затем и в администрацию предприятия.
Положительно к преобразованиям также относятся: склад, снабжение, водители-экспедиторы транспортного отдела и начальник лаборатории. Проведение широкомасштабных изменений позволит им решить свои проблемы связанные с работой.
С равнодушием и с негативом к изменениям относятся бухгалтерия, начальник гаража, механики, работники АСУ, отдела кадров, инженера и основные производственные рабочие. Такое отношение они объясняют тем, что с приходом изменений у них может увеличиться объем работы за ту же заработную плату. К тому же, в условиях кризиса, работник боятся остаться без работы при реструктуризации предприятия.
Рассмотрим в таблице 8, с чем сопряжены намеченные мероприятия программы по подразделениям организации.
Сдерживающими силами для преобразований будут являться:
- социальные: негативное восприятие проекта частью работников;
Негативные скрытые силы в коллективе: страхи, слухи; степень удовлетворенности различных категорий персонала положением дел; механизмы влияние большинства и т.п
- финансово-экономические: для запуска нового производства необходимы инвестиции в размере 3 млн. руб.(состав затрат будет рассмотрен в программе изменений)
- правовые: получение сертификата сопряжено с возможными техническими доработками, временными лагами.
Таблица 8
Функции подразделений предприятия в проведении изменений.
Реализуемые мероприятия |
Задачи |
Влияние на работу функциональных подразделений организации. |
Увеличение объемов реализации и повышение рентабельности продаж: - за счет выпуска продукции пользующейся спросом. - за счет снижение цены(уменьшение себестоимости) |
1. Выявление сегмента покупателей новой продукции, подсчет количества целевых покупателей 2. Снижение себестоимости за счет сокращения внутрисменных простоев и экономии фонда заработной платы. |
1.Работа отдела маркетинга и сбыта по оценке рынка сбыта новой продукции. 2. Подсчет временных потерь с помощью фотографии рабочего дня. Ее будет проводить Начальник по производству, маркетингу и сбыту. Высвобождение части основных производственных рабочих. Расчет экономии фонда оплаты труда финансовым отделом. Расчет новой себестоимости продукции и формирование сниженной цены. |
Ввод в ассортимент новой продукции |
1.Расконсервация неиспользуемого помещения, расположенного удаленно на 2 км от предприятия 2.Закупка оборудования для производства. 3.Получение сертификата на производство 4.Разработка чертежей новой продукции, изготовление пробного изделия. |
Расконсервация производится силами высвобожденных с основного производства рабочих. Закупка оборудования производится отделом снабжения. Устанавливается оно теми же рабочими и настраивается силами компании-поставщика. Служба контроля качества получает сертификат на производство на основании технологической карты производства и пробного изделия |
Освоение производства новой продукции |
1. Найм дополнительных единиц производственных рабочих. 2.Закупка линии для производства продукции. 3.Запуск линии по производству |
Перемещение части рабочих на новый объект против их воли. Дополнительные рабочие будут наняты из числа настоящих, которые могли бы быть сокращены. В добровольно- принудительном порядке их переводят на объект нового производства |
Лидером (идеологом адаптации) выступит главный заместитель директора. Его формальный статус позволяет распределять и ограничивать полномочия руководителей функциональных отделов. Также он обладает и не формальным статусом: имеет авторитет в делах, своим примером показывает, как нужно добиваться эффективной работы предприятия. Является лучшим другом генерального директора, может повернуть его восприятие ситуации как «шея голову». И в тоже время представляет перед трудящимися волю руководителя. Это помогает ему осуществлять его психологические качества: умение выступать, мотивировать словами, «не лезть в карман за словом» и давать достойные разъяснительные ответы.
В силу своей компетентности наш идеолог сможет сформировать основной костяк «команду реформ»: заместитель руководителя по производству, финансовый директор, начальник лаборатории. Но также необходимо вовлечь в команду и остальных авторитетных работников. Для этого необходимо предоставить им источники информации, которые воспринимаются как достоверные, создать систему информирования сотрудников (таблица 9).
Таблица 9
Система обмена информацией для расширения «команды реформ»
Работники |
Способы доведения информации |
Способы обратной связи |
Пути формирования заинтересованности работников |
1 |
2 |
3 |
4 |
Бухгалтерия |
1.Собрание начальников функциональных отделов. Устный отчет главного заместителя директора о намеченных преобразованиях. 2. Письма персоналу с описанием планируемых изменений, разъяснением целей и методов его проведения |
1.Отчеты о фактическом и планируемом наличии денежных средств на счете предприятия. 2.Отчет о планируемой экономии фонда заработной платы |
1. Личное информирование администрацией, мотивирование перспективным ростом заработной платы, формирование командного духа через совещания и корпоративные праздники |
Отдел кадров |
1.Собрание начальников функциональных отделов. Устный отчет главного заместителя директора о намеченных преобразованиях 2.Письма персоналу с описанием планируемых изменений, разъяснением целей и методов его проведения |
1.Отчет о соответствии квалификации переводимых сотрудников работе на новом производстве (приложение: документы об образовании, характеристики с предыдущего места работы) |
1. Личное информирование администрацией, формирование командного духа через совещания и корпоративные праздники |
Продолжение таблицы 9 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Транспортный отдел |
1.Собрание начальников функциональных отделов. Устный отчет главного заместителя директора о намеченных преобразованиях |
1.Отчет о имеющихся возможностях поставки новой продукции, расчет затрат ГСП и времени перевозки |
1.Совещание с участием начальника транспортного отдела и его подчиненных |
АСУ |
1.Письма персоналу с описанием планируемых изменений, разъяснением целей и методов его проведения |
1.Отчет о возможностях Имеющегося электронного оборудования по созданию возможности постоянной работы в сети Интернет |
1.Совещание с участием начальника по производству с разъяснением по поводу приема новых сотрудников |
Инженера |
1.Собрание начальников функциональных отделов. Устный отчет главного заместителя директора о намеченных преобразованиях |
1.Предоставление технической документации по новому оборудованию 2.Письма о внедрении технических предложений |
1.Мотивирование перспективным ростом заработной платы |
Лаборатория |
1.Письма персоналу с описанием планируемых изменений, разъяснением целей и методов его проведения |
1.Предоставление документации о технических нормам работы новой продукции |
1.Мотивирование перспективным ростом заработной платы, предоставление путевок в оздоровительные санатории |
Основные производственные рабочие |
1.Доведение приказа о перемещении рабочих под роспись 2. Информационные стенды 3.Доведение приказа о увеличении норм выработки |
1.Письма рабочих с предложениями о запуске нового производства |
1.Мотивирование перспективным ростом заработной платы 2.Предоставление транспортного средства (автобуса)для доставки переведенных работников к новому цеху. |