Анализ показателей выявил, что в 2007 году по сравнению с 2006 незначительно сократилась выручка от продаж и соответственно прибыль от продаж. Но мы наблюдаем значительный рост прибыли, более 800% за счет доходов от участия в других организациях. Себестоимость и затраты на рубль продукции практически не изменились. Если сравнивать 2008 и 2007 года, то мы видим следующее. Не смотря на начало кризиса в 2008 г. произошел рост суммы выручки на 18,3%, рост прибыли от продаж на 57,5 %. Чистая прибыль так же возросла на 22,5%, возросла и рентабельность продаж на 33,2%. Соотношение затрат на рубль продукции не менялось, а себестоимость возросла на 17,5. В целом 2008 год был отмечен тенденцией к росту эффективности работы предприятия. Выполнение договорных обязательств с покупателями позволило осуществлять полный объем отгрузки и оплаты не смотря на кризис. К сожалению в2009 году нормы поставки были пересмотрены в связи со значительным падением спроса на конечную продукцию предприятий – покупателей. Подробнее мы рассмотрим это в следующем подпункте при анализе рынка сбыта и конкурентной среде.
Финансовый кризис 2008-2009 негативно влияет на экономическую ситуацию в России. Российские маркетологи и бизнес-консультанты в этой ситуации видят возможности для гибких компаний и закономерное банкротство неэффективных предприятий.
Снижение покупательской способности предприятий и населения в первую очередь будет способствовать повышению конкуретной борьбы среди компаний. Безусловно, сейчас многие компании стоят перед выбором - как привлечь и удержать клиентов, сохранить доходную часть. Поэтому, как отмечает генеральный директор ОАО «Пластик», фирма озадачена такой проблемой как сохранение и увеличение конкурентоспособности своей продукции. Причинно-следственную схему по этой проблеме можно представить следующим образом.(рис. 1)
Рис. 1 Причинно-следственная схема проблемы предприятия.
Основными конкурентами ОАО «Пластик» являются российские производители автокомплектующих – ЗАО «АП-Пластик» (г. Челябинск), ЗАО «Кинельагропласт» (г. Кинель), ППИ ОАО «АвтоВАЗ». Рыночная доля эмитента в 2008 году составила 49 %. Снижение обусловлено ростом емкости рынка автокомплектующих из пластмасс.
Произведем оценку конкурентных позиций исследуемого предприятия и его конкурентов в таблице 2
Таблица 2.
Оценка конкурентных преимуществ основных конкурентов.
ФАКТОРЫ |
ОАО «ПЛАСТИК» |
ЗАО «АП-Пластик» |
ЗАО «Кинельагропласт» |
ППИ ОАО «АвтоВАЗ» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Связанные с технологией: | ||||
Эксперт в науке по данной отрасли |
5 |
4 |
4 |
4 |
Способность к нововведениям в производственных процессах |
4 |
3 |
5 |
5 |
Продолжение таблицы 2 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Способность к разработке новой продукции |
5 |
4 |
4 |
4 |
2. Связанные с производством: | ||||
Эффективность производства с малыми издержками |
4 |
4 |
5 |
3 |
Качество продукции |
5 |
5 |
5 |
5 |
Уровень использования оборудования |
3 |
3 |
3 |
3 |
Доступ к необходимой квалифицированной рабочей силе |
5 |
3 |
3 |
5 |
3. Связанные с товародвижением: | ||||
Наличие значительного дохода |
3 |
4 |
3 |
3 |
Низкие издержки |
4 |
4 |
4 |
3 |
4. Связанные с маркетингом: | ||||
Наличие развитой службы маркетинга |
5 |
4 |
4 |
5 |
Широта ассортимента продукции |
3 |
4 |
3 |
4 |
Престиж торговой марки |
5 |
4 |
5 |
4 |
Награды |
5 |
4 |
3 |
5 |
Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу |
5 |
4 |
3 |
4 |
5. Связанные с квалификацией персонала: | ||||
Наличие полного состава рабочих и служащих |
5 |
4 |
5 |
5 |
6. Связанные с организационными возможностями: | ||||
Информационные суперсистемы |
5 |
4 |
4 |
4 |
7. Другие типы факторов | ||||
Репутация у покупателей |
5 |
4 |
5 |
4 |
Степень лидерства на рынке |
5 |
4 |
4 |
3 |
Продолжение таблицы 2 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Удобное расположение, транспортные пути |
5 |
5 |
5 |
5 |
Уровень цен |
4 |
4 |
3 |
4 |
ИТОГО |
88 |
78 |
82 |
81 |