Введение
Актуальность темы. С каждым годом Россия все больше вливается в цивилизованную мировую экономику. Четче становятся «правила игры» на российском рынке и «прозрачнее» – механизмы взаимодействия. Но, наряду с возрастающей упорядоченностью, все более ожесточается конкуренция, причем как со стороны отечественных компаний, так и со стороны зарубеж-ных, которые уже достаточно уверенно чувствуют себя на российском рынке. Чтобы не просто удержаться «на плаву», но и успешно развиваться в нынеш-них условиях, стать конкурентоспособными и привлекательными для инвес-торов, компаниям волей-неволей приходится задумываться о повышении эффективности работы и снижении издержек.
Вполне обосновано, фундаментом эффективного менеджмента и успешного развития бизнеса многие менеджеры считают организационную структуру фирмы, образующую ее некий «скелет». Однако в большинстве российских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоз-зрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления характеризовались чрез-мерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приво-дило к механическому переносу применявшихся в прошлом организацион-ных форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена также рядом противоречий: несоответствием системы управления и организационных структур большинства отечественных фирм (в том числе ООО МСК "АСКО-ВАЗ") современным условиям развития рынка, с одной стороны; необходи-мостью использования эффективных, научно обоснованных методов проек-тирования структур управления фирмой для совершенствования управления в целях повышения эффективности деятельности фирмы в целом, с другой стороны; а также накоплением определенного теоретического и практичес-кого опыта в области проектирования организационных структур и недоста-точным внимание к этим методам в практике фирм.
Проблемам, связанным с проектированием, организационным построе-нием управленческих структур организаций и их изменением уделено значи-тельное внимание в работах как зарубежных, так и отечественных авторов: М.Мескона[38], Виссема Х.[11,12], Владимировой И.Г.[15], Конокова Д.Г. [41], Кравченко Б.Ф.[30], Николенко Н.П. [38,39], Холла Р.Х.[63], Шонеси О.Дж.[64] и др. Работы этих и других авторов послужили источниками при написании дипломной работы.
Целью дипломной работы является исследование и анализ структуры системы управления ООО МСК «АСКО-ВАЗ» и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры компании.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования:
- анализ исторического развития основных типов структуры системы управления организациями;
- анализ сущности основных типов и видов структур управления орга-низациями,
- анализ основных принципов и методов проектирования организа-ционных структур;
- характеристика ООО Медицинская страховая компания «АСКО-ВАЗ»;
- анализ структуры системы управления ООО МСК «АСКО-ВАЗ»;
- формирование предложений по изменению структуры системы управ-ления ООО МСК «АСКО-ВАЗ»;
- определение экономического и социального эффектов от предложен-ных мероприятий.
Объектом исследования является система управления организацией. Предметом исследования являются: принципы, методы проектирования орга-низационной структуры, механизм формирования организационной структу-ры ООО МСК "АСКО-ВАЗ".
При подготовке данной дипломной работы особое внимание уделялось разработкам, позволяющим структурировать информацию в максимально удобной для практического использования форме. В связи с этим, в данной работе чаще всего использовались несколько основных групп источников: переведенные на русский язык работы западных исследователей и специа-листов, посвященные проблемам менеджмента; фундаментальные работы отечественных специалистов по проблемам менеджмента; материалы из отечественной деловой печати и веб-сайтов.
Теоретико-методологической основой исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной лите-ратуре по менеджменту. Методами исследования явились: методы сравни-тельного, логического, монографического, функционально-структурного анализа, синтез статистическая обработка результатов, а также имитационное графическое моделирование.
Практическая значимость дипломной работы:
Предложенные пути совершенствования структуры системы управле-ния ООО МСК "АСКО-ВАЗ" позволят сократить риск принятия важных решений, сроки подготовки и реализации управленческих воздействий, обеспечить контроль исполнения, повысить общее качество выполнения бизнес-процессов и, тем самым, увеличить конкурентоспособность этого хозяйствующего субъекта и обеспечить стабильное и эффективное развитие компании.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, основных выводов и заключения, списка литературы, приложений. Текст дипломной работы содержит 123 страницы.
В первой главе представлен теоретический материал, посвященный вопросам организационного построения фирм, систематизированы основные типы и виды организационных структур, проанализированы их существен-ные особенности, а также рассмотрены факторы, влияющие на организа-ционное построение компаний, принципы и методы проектирования струк-тур систем управления фирмами.
Вторая глава дипломной работы посвящена исследованию структуры системы управления ООО МСК "АСКО-ВАЗ": представлена характеристика объекта исследования, проанализированы основные технико-экономические показатели деятельности компании, исследована и проанализирована система управления компании.
В третьей главе сформулированы предложения по оптимизации структуры системы управления ООО МСК "АСКО-ВАЗ" в рамках проекти-рования бизнес-процессов и рассмотрены ожидаемые экономический и социальный эффекты предложенных мероприятий.
В заключении приведены выводы по дипломной работе.
Основная цель организационной структуры управления – обеспечить устойчивое развитие организации посредством адаптации к изменяющимся условиям среды. Среда влияет на организацию и накладывает свои требова-ния. Поэтому постоянно идет поиск наиболее гибких, жизнестойких и прог-рессивных структур.
В современной теории менеджмента [2,23,37,50] выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построе-ны на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспек-тивы дальнейшего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип управления [42,с.198]. Соответствующую концепцию подхода к построению организа-ционных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. В основе этой модели – представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые кон-цептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы: четкое разделение труда, следствием которого является необходи-мость использования квалифицированных специалистов по каждой должнос-ти; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчи-няется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обя-занностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; осуществление найма на работу в соответст-вии с квалификационными требованиями к данной должности [37,с.333]. Главные понятия бюрократического типа структуры управления – рацио-нальность, ответственность и иерархичность.