В сложившейся ситуации следовало бы максимально расширить возможности руководителей регионов в принятии решений по вопросам конверсии социальной инфраструктуры.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФИРМЫ
Классическое определение: экономическая эффективность - это “соотношение между получаемыми результатами производства (продукцией и материальными услугами) и затратами труда и средств производства”. Оно не укладывается в такое объемное понятие, как эффективность функционирования социальной инфраструктуры. Поэтому, изучая эффективность функционирования социальной инфраструктуры, нельзя ограничиться только соотношением результата к затратам. За основу возьмем понятие ”эффективность”, но не как разовый результат, а как итог в результате действия, протяженного во времени, эффект в развитии. Эффективность - это способность приносить эффект, оказывать действие, “эффективность- это сопоставление результата того или иного действия, или проекта, с его первоначальным замыслом. ”
Эффективность как категория относительная в широком смысле будет пониматься как действенность, результативность, экономичность, исполнение задуманного, запланированного, степень достижения поставленных целей и получение нужного результата. Попытаемся дать свое толкование понятию “эффективность социальной инфраструктуры”. Эффективность социальной инфраструктуры представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех тех ресурсов предприятия, выделенных на содержание социальной инфраструктуры, за определенный промежуток времени.
Оценка эффективности производится путем сопоставления конечных результатов функционирования социальной инфраструктуры с затратами: эффективность=результат/ресурсы (затраты).
Под результатами понимается полезный конечный эффект в виде:
1. Удовлетворение нужд фирмы в тех, или иных необходимых объектах социальной инфраструктуры
2. Удовлетворение соц. потребностей сотрудников фирмы. Например, удовлетворение потребностей в мед.обслуживании, отдыхе, улучшении быта работников.
3. Появление более реальных возможностей, эффективного функционирования фирмы в динамике экономических явлений и процессов.
Эффективность функционирования социальной инфраструктуры можно классифицировать по отдельным признакам на след. виды :
1) По последствиям - экономическая, социальная, экологическая
2) По месту получения эффекта - локальная(хозрасчетная) и народно-хозяйственная
3) По степени увеличения ( повторения)-первичная(одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно повторяющаяся)
4) По цели определения- абсолютная ( характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат, или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких, хозяйственных или др. решений.
Экономическая эффективность социальной инфраструктуры представляет собой непосредственное отображение полезного конечного, экономического, или коммерческого эффекта, полученного в результате функционирования социальной инфраструктуры.
Социальная эффективность социальной инфраструктуры представляет собой непосредственное отображение полезного конечного социального эффекта (удовлетворение потребностей работников в мед. Обслуживании, отдыхе, улучшении быта и т.д),полученного в результате функционирования социальной инфраструктуры.
Государственная эффективность представляет собой конечный эффект от использования данной социальной инфраструктуры органами гос.власти или другими уполномоченными лицами , в достижении гос. или международных целей.
Раскрытие других видов эффективности не представляется возможным, ввиду отсутствия объективной информации по данному вопросу.
Оценка эффективности социальной инфраструктуры предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики -от предприятия до народного хозяйства в целом. Таким образом, общим критерием экономической эффективности социальной инфраструктуры фирмы является стабильное финансирование и успешное развитие фирмы. Например, на уровне предприятия, форма единого критерия эффективности его деятельности может быть максимизация прибыли.
Системе показателей экономической эффективности социальной инфраструктуры должна соответствовать следующим принципам:
1. Обеспечивать взаимосвязь критерия системы конкретных показателей эффективности социальной инфраструктуры.
2. Определять уровень эффективности использования социальной инфраструктуры
3. Обеспечивать измерение эффективности социальной инфраструктуры на разных уровнях управления.
4. Стимулировать мобилизацию резервов для повышения эффективности функционирования социальной инфраструктуры.
Критерии и показатели эффективности
Поиск критериев выбора обществом экономической системы связан с определением уровня или оценкой общественных издержек, требующихся для создания и функционирования ее структур. Издержки, которые несет общество при выборе экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий и фирм, Роналд Коуз – Нобелевский лауреат 1991 г. называет трансакционными. Уровень этих издержек у фирм различного типа неодинаков. В любой экономической системе с развитыми товарными взаимосвязями фирмы вынуждены расходовать средства на поиск и обработку информации о ценах и технологиях, на заключение контрактов и их юридическое оформление, на контроль за их исполнением и т.д. Эти издержки могут быть скрыты от стороннего наблюдателя, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры подобных издержек нередко способны приносить осуществления взаимосвязей в целом. Это относиться как к частным фирмам, работающим на принципах самоуправления, так и государственному сектору и регулированию фирмами, не имеющими хозяйственной и коммерческой самостоятельности.
Функционирование органов государственного регулирования экономикой, в особенности если оно всеобъемлюще, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление.
Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти “даром” и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей и цена возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи.
В настоящее время нет достаточно точных данных для сопоставления трансакционных издержек самоуправляемых фирм и идентичных фирм, деятельность которых регулировалась из единого центра. Задача подобного подсчета, анализа и сопоставления еще никогда не ставилась ни в одной экономической системе. Начавшиеся исследования показывают, что дороговизна функций государственного регулирования даже в странах с развитой рыночной системой ставит под сомнение правомерность чрезмерных надежд на экономическую эффективность такого регулирования.