- увеличение налоговой базы в связи с потерей предприятиями льгот по уплате налогов (в соответствии с действующим законодательством прибыль, направляемая на финансирование социальной инфраструктуры, освобождается от налогообложения).
Имеется еще один дополнительный фактор, который может оказать определенное влияние на результаты проведения расчетов по конкретным предприятиям. Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению, регулируются правительством, либо местными органами власти. Они устанавливаются намного ниже их себестоимости. Для того, чтобы компенсировать потери предприятий (теплостанций, водозаборов и т.д.), отпускные тарифы для промышленных предприятий и других потребителей услуг значительно завышаются.
Это приводит к существенному увеличению себестоимости продукции на предприятиях-потребителях услуг. В конечном итоге расплачиваться за это приходится населению.
6. Определение размеров средств, необходимых для увеличения заработной платы работникам бюджетных организаций.
Одним из основных источников этих доплат могут стать средства, предусмотренные в городском бюджете на покрытие убытков от эксплуатации муниципального жилого фонда.
7. Расчёт изменений, которые необходимо внести в финансовые потоки "предприятия - местный бюджет".
Имеются в виду налоговые льготы для предприятий - реципиентов, договоры с предприятиями - донорами относительно финансирования городских расходов на сумму “избытка” средств, высвобождающихся в связи с ликвидацией дотаций на ЖКХ и др., с тем, чтобы сбалансировать финансовые возможности предприятий и бюджета города в проведении мер, связанных с конверсией общегородских дотаций на ЖКХ в денежные доходы граждан.
8. Институциональный блок конверсии социальной сферы: создание акционерных обществ, жилищных кооперативов и товариществ на базе жилищно-коммунального хозяйства.
При подготовке плана приватизации необходимо решить вопрос о будущем жилищного фонда, находящегося на балансе предприятий. Наиболее приемлемым вариантом является создание на базе жилищно-коммунальных управлений или отделов предприятий акционерных обществ закрытого типа или товариществ с ограниченной ответственностью. Их учредителями могут стать государственные предприятия, местные органы власти, а также другие заинтересованные стороны.
Одновременно должно быть принято решение о передаче в собственность жильцам, как работающим на данном предприятии, так и не работающим, занимаемых ими квартир. Это следует сделать потому, что на настоящий момент жилой фонд предприятий закреплен за ними на праве полного хозяйственного ведения и осуществлять передачу и продажу его в собственность гражданам могут только предприятия. В дальнейшем люди сами будут решать, как им поступить с жильем: приватизировать его или нет. Оформление свидетельств на передачу жилья в собственность возьмут на себя местные органы власти либо акционерное общество.
На баланс акционерных обществ передаются инженерные сети, отдельно стоящие здания (магазины, предприятия бытового обслуживания и т.д.), иные материальные и нематериальные ценности. На забалансовый счет общества зачисляется жилой фонд, который не входит в его уставный капитал.
Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о продаже вновь создаваемым предприятиям земли.
В течение первых двух лет перед акционерным обществом может не ставиться задача получения какой-либо прибыли.
Основным источником доходов станут средства, поступающие от собственников или нанимателей жилья, арендная плата за предоставление нежилого фонда, земельных участков, средства от тепловых станций в части затрат на транспортировку теплоносителей по инженерным сетям, принадлежащим акционерным обществам, и т.д.
Жильцы имеют возможность выбирать: либо они оформляют необходимые документы на переход жилья в их собственность, либо все остается по-старому.
В первом случае собственник квартиры оплачивает стоимость коммунальных услуг (отопление, водоснабжение и т.д.), заключает с акционерным обществом или иными юридическими или физическими лицами договор на текущее обслуживание, а также авансирует необходимые средства на проведение текущего и капитального ремонта дома.
Во втором случае акционерное общество заключает с жильцом договор найма, в котором оговариваются стоимость жилья, права и обязанности сторон, другие условия.
И в первом, и во втором случае размер платы за жилье устанавливается на уровне, позволяющем покрывать затраты на эксплуатацию жилого фонда, включая текущий и капитальный ремонт.
Таким образом у жильцов создается заинтересованность в переходе квартир в их собственность, так как они получают право распоряжаться ими по своему усмотрению: продавать, дарить, завещать и т.д.
По мере перехода квартир в собственность, жилые дома снимаются с забалансового счета акционерного общества и передаются на баланс вновь создаваемых жилищных кооперативов, товариществ.
Необходимо всячески стимулировать формирование альтернативных структур по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению. Это усилит конкуренцию на рынке услуг и приведет к повышению качества обслуживания.
При создании акционерных обществ особое внимание следует уделить вопросам социально справедливого “развода”. Работники жилищно-коммунального хозяйства, входя в общую численность работников предприятия, на балансе которого находится жилой фонд, пользуются всем набором дополнительных услуг (заводской сетью) здравоохранения, продуктовыми заказами, льготными путевками, детскими дошкольными учреждениями и т.д.). Кроме того, они могут стоять в очереди на получение квартиры.
Целесообразно заключить между переходящим на работу в акционерное общество персоналом и администрацией и профсоюзной организацией предприятия договор, в котором будут отражены все указанные вопросы. В их числе можно было бы отдельно рассмотреть вопрос об участии указанных работников в приватизации предприятия, на котором они трудились.
Детские дошкольные учреждения
При проведении конверсии детских дошкольных учреждений следует исходить из того, что молодые родители, как правило, относятся к низкооплачиваемой категории населения и являются наиболее уязвимыми в социальном плане. Они занимают невысокие должности и имеют низкую квалификацию, у них отсутствует опыт практической работы.
За последнее время стоимость содержания детей в детских дошкольных учреждениях постоянно увеличивается. В III квартале этого года она достигнет 2000-2500 рублей в месяц. В этих условиях крайне затруднительно, чтобы родители в полной мере оплачивали расходы на содержание детей в садах.
Должны быть переходные формы. В этой связи заслуживает внимание опыт, накопленный в Нижегородской области. В соответствие с решением областного Совета 20% стоимости содержания детей в садах оплачиваются родителями, а по 40% вносят предприятия, где они работают. При отсутствии одного из родителей недостающая часть компенсируется из местного бюджета.
В данном случае родители полностью не устраняются от оплаты за содержание своих детей, которая будет увеличиваться с ростом цен. Кроме того, имеется возможность в дальнейшем по мере стабилизации экономической ситуации осуществить постепенный переход к оплате родителями если не всей, то по крайней мере более значительной доли средств, расходуемых на воспитание детей.