Преобразование социальных объектов в юридические лица протекает довольно вяло. На свой собственный баланс дополнительные объекты социального назначения предприятия практически не принимают, а это значит, что, по-видимому, они передаются в муниципальное ведение.
Большая активность предприятий в передаче на другие балансы детских учреждений и жилищно-коммунальных объектов ещё не означает их желания избавиться именно от подобных объектов в первую очередь. Скорее это связано с тем, что значительная часть предприятий имела в своей структуре детские дошкольные учреждения и жилищно-коммунальные объекты (191 и 200 соответственно), в то время как прочие элементы социальной инфраструктуры – объекты культурного назначения, здравоохранительные и образовательные учреждения лишь 151, 149 и 83 соответственно.
Обследование показало также, что чем меньше на предприятии численность работников, тем больше стабильно там отношение к социальной сфере (таблица 2).
Таблица 2.
Предприятия, на которых не изменилось положение социальных объектов
(в %)
Численность занятых, человек |
ДДОУ |
ОЖКХ |
ОКН |
ОЗд |
ОбУ |
До 200 201 – 500 501 – 1000 1001 – 5000 свыше 5000 |
83,3 55,56 50,00 62,79 63,64 |
78,95 67,35 65,91 62,03 33,33 |
90,00 69,57 77,14 83,78 88,89 |
100,0 87,50 82,35 87,67 66,67 |
100,0 84,62 80,95 97,22 80,00 |
На собственный баланс принимают дополнительные социальные объекты лишь средние и крупные предприятия. Так на свой баланс приняли здравоохранительные учреждения 4.11 % предприятий с численностью 1001 – 5000 человек и 11.11 % - с численностью более 5000 человек. Образовательные учреждения приняли 2.78 % предприятий, где работает 1001 – 5000 человек. На более мелких предприятиях подобных случаев вообще нет.
Определённое значение имеет и форма собственности предприятий. Те из них, которые являются государственными, в большинстве стремятся сохранить социальные объекты в своей структуре. Изменения связаны в первую очередь с передачей последних в состав других предприятий. В то же время некоторые из них принимают на свой баланс учреждения социального назначения. Так, 3 % государственных предприятий приняли на баланс дошкольные учреждения, 10 % - объекты здравоохранения, 7 % - образовательные учреждения. Это отличает государственный сектор от прочих форм собственности – подобных процессов принятия или формирования социальных объектов ни на акционированных предприятиях, ни в акционерных обществах, ни в товариществах с ограниченной ответственностью не наблюдается, за исключением нескольких случаев. Например, среди акционерных предприятий лишь 1,7 % приняли на свой баланс образовательные учреждения. На других таких предприятиях имелись лишь детские дошкольные и оздоровительные учреждения, и все они сохранились.
Несколько иная ситуация в акционерных обществах. Большинство из них не меняет имеющуюся структуру (от 59 до 92 % по разным объектам этой сферы); если изменения происходят, то в других направлениях – либо социальные учреждения передаются на балансы других предприятий (соответственно от 38 до 5 %), либо выводятся из состава общества с преобразованием в самостоятельные юридические лица (от 6 до 3 %).
Оформление самостоятельного юридического статуса происходило только при выделении социальных объектов из состава акционерных обществ. Во всех прочих случаях – будь то государственные или акционерные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью и другие – социальные учреждения либо не меняли своей принадлежности, либо передавались на другой баланс, но не приобретали самостоятельного статуса.
Важнейшей характеристикой эффективности производства на предприятии и его экономического и финансового положения является, как известно, динамика выпуска продукции в натуральном выражении, и её реализация по рыночным ценам. Чем устойчивее и эффективнее работает предприятие, тем больше финансовых ресурсов оно может выделить для содержания объектов социальной сферы. Поэтому можно попытаться выявить связь между экономическим положением предприятия и институциональными изменениями в социальной сфере.Анализ показал, что если физические объёмы производства и реализации продукции устойчиво возрастают или остаются стабильными (в течение двух – трёх месяцев), то более стабильна социальная инфраструктура (Таблица 3). Там же, где физические объёмы выпуска и реализации сокращаются, социальные объекты чаще передаются на балансы других предприятий ( 46 – 60 % случаев по разным объектам).
Социальные объекты принимались на баланс (6 – 10 % случаев) или преобразовывались в самостоятельные юридические лица (7 – 30 % случаев), в основном на предприятиях машиностроения и металлообработки. Предприятия остальных отраслей либо чаще всего сохраняли ранее имеющиеся социальные учреждения, либо передавали их со своих балансов на другие. Исключением является лишь лёгкая промышленность: здесь на 3,45 % предприятий детские дошкольные и оздоровительные учреждения и на 3 % - объекты жилищно-коммунального хозяйства выделились в самостоятельные юридические объекты.
Таблица 3
Количество предприятий, на которых не происходили изменения в составе социальной инфраструктуры (в %)
Показатель : |
ДДоу |
ОЖКХ |
ОКН | ОЗд |
ОбУ |
Объём производства: Возрос Не изменился Сократился | 67,44 60,87 50,91 | 67,39 62,50 65,63 | 97,14 77,14 73,33 | 80,00 89,06 87,50 | 95,65 94,12 80,77 |
Однако доля подобных изменений слишком мала, чтобы делать заключения о тенденции к реформированию социальной инфраструктуры на предприятиях лёгкой промышленности. О выраженной тенденции можно говорить лишь в отношении машиностроения и металлообработки. Очевидно, что одной из причин более активной передачи муниципальным там социальных объектов, является их лучшее (по сравнению с другими отраслями) материально-техническое оснащение, что связано с традиционно благоприятным положением машиностроительного комплекса в инвестиционной политике страны.