Более того, заморозив квартирную плату, установив твердые тарифы на отпуск населению газа, тепло- и электроэнергии, государство поставило предприятия в тяжелейшие условия. Темпы роста затрат на содержание социальной инфраструктуры в десятки раз превышают темпы роста расходов населения на квартирную плату и коммунальные услуги. Все возрастающие убытки от ее эксплуатации покрываются за счет прибыли Если в 1991 году среднемесячные расходы на содержание жилого фонда в Нижнем Новгороде составляли 18,4 млн. рублей, то по прогнозу на III квартал 1992 года они достигнут 461,4 млн. рублей, т.е. увеличатся в 25 раз. Причем размер дотаций увеличивается с каждым месяцем. Плата же за коммунальные услуги возросла за последние полгода в 6 раз, а квартирная плата осталась без изменения.
Действующее законодательство предоставляет предприятиям, на балансе которых находятся объекты социальной инфраструктуры, определенные налоговые льготы. Но данная мера уже не спасает их. Идет постоянный процесс сокращения расходов на производственное развитие с одновременным увеличением удельного веса прибыли, используемой в виде дотаций на покрытие убытков социальной сферы. Отдельные государственные предприятия Нижегородской области уже сегодня направляют на финансирование указанных объектов от 80 до 100% прибыли. И число таких предприятий увеличивается. Все это приводит к тому, что все больше государственных предприятий оказываются не заинтересованными в дальнейшем сохранении существующего порядка содержания и финансирования объектов социальной инфраструктуры. К изменению его подталкивает и принятый Указ Президента Российской Федерации об обязательном акционировании крупных государственных предприятий, в соответствие с которым трудовые коллективы должны определиться, что же делать с этими объектами.
Начинается процесс стихийного, неуправляемого сброса жилого фонда, детских садов на баланс муниципальных органов власти. В Арзамасе на некоторых заводах прошли собрания трудовых коллективов, на которых принято решение о передаче муниципалитетам в одностороннем порядке социальных объектов.
Положение усугубляется еще и тем, что в условиях спада производства, развивающегося кризиса неплатежей жилищно-коммунальные службы попадают в прямую зависимость от финансового состояния предприятий. В любой момент у предприятий может не оказаться средств для покрытия убытков от эксплуатации объектов социальной инфраструктуры, что приведет к их закрытию, резко осложнит ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Главные задачи проведения конверсии социальной инфраструктуры заключаются:
- в создании необходимых предпосылок для акционирования государственных предприятий за счет снятия с их баланса объектов непроизводственной инфраструктуры;
- в привлечении отечественных и иностранных инвестиций за счет расширения возможностей предприятий в использовании получаемой прибыли на модернизацию и развитие производства, а также на выплату дивидендов;
- в проведении политики реструктуривания доходов населения и формирования на этой основе более точного представления о стоимости рабочей силы за счет включения в доходы населения всех фактических расходов на содержание жилья и оплату коммунальных услуг;
- в стимулировании создания рынка жилья;
- в значительном сокращении расходов на содержание социальной инфраструктуры за счет более рационального использования средств, а также создания конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Конверсия жилищно-коммунального хозяйства включает в себя два крупных блока. Первый касается изменений институционального характера - снятие жилого фонда с баланса предприятий и муниципальных органов управления и создание на их базе жилищныхтовариществ, кооперативов, а на основе служб, занятых эксплуатацией жилого фонда - акционерных обществ и т.п. Второй блок включает в себя вопросы, связанные с переводом дотаций, направляемых предприятиями и местным бюджетом на содержание жилых домов, в доходы граждан.
Общая схема конверсии жилищно-коммунального хозяйства будет заметно изменяться в зависимости от того, какой блок - институциональных преобразований или реструктурирования доходов граждан - будет “стартовым”, а какой - последующим.
Более простым в техническом отношении и логичным с точки зрения очередности проведения мероприятий является вариант, предусматривающий сначала осуществление перевода дотаций на содержание жилого фонда в доходы граждан и только затем - институциональные преобразования.
В том случае, если институциональные преобразования предшествуют переводу дотаций на содержание жилищно-коммунального хозяйства в доходы граждан, возникает естественный вопрос об источниках финансирования жилого фонда. Если до конца текущего года на уровне города (района) имеется возможность образовать специальный фонд для этих целей (соответствующие средства предусмотрены как в местном бюджете, так и в финансовых планах предприятий), то на следующий год сделать это вряд ли удастся.
Государственные предприятия должны быть к тому времени преобразованы в акционерные компании, и нетрудно предугадать, какое решение примут акционеры в отношении использования прибыли на финансирование непроизводительных расходов. Можно, конечно, ввести дополнительные местные налоги на предприятия, однако возможности муниципальных органов власти существенно ограничены. Практически единственным источником финансирования всего жилого фонда города становится местный бюджет.
Тем не менее, данная схема в принципе осуществима, и, в силу тех или иных причин, (главным образом, из-за жестких сроков приватизации) этих целей (соответствующие средства предусмотрены как в местном бюджете, так и в финансовых планах предприятий), то на следующий год сделать это вряд ли удастся.
Государственные предприятия должны быть к тому времени преобразованы в акционерные компании, и нетрудно предугадать, какое решение примут акционеры в отношении использования прибыли на финансирование непроизводительных расходов. Можно, конечно, ввести дополнительные местные налоги на предприятия, однако возможности муниципальных органов власти существенно ограничены. Практически единственным источником финансирования всего жилого фонда города становится местный бюджет.
Тем не менее, данная схема в принципе осуществима, и, в силу тех или иных этих целей (соответствующие средства предусмотрены как в местном бюджете, так и в финансовых планах предприятий), то на следующий год сделать это вряд ли удастся.
Государственные предприятия должны быть к тому времени преобразованы в акционерные компании, и нетрудно предугадать, какое решение примут акционеры в отношении использования прибыли на финансирование непроизводительных расходов. Можно, конечно, ввести дополнительные местные налоги на предприятия, однако возможности муниципальных органов власти существенно ограничены. Практически единственным источником финансирования всего жилого фонда города становится местный бюджет.