рефераты по менеджменту

Социальная инфраструктура фирмы и её финансовое обеспечение:состояние и перспективы развития

Страница
8

Как первичные звенья сферы обращения средств производства отделы снабжения предприятий тесно связаны с соответствующими органами управления отраслевых министерств и с общегосударственной системой материально-технического обеспечения, так как отдельные виды ресурсов (электроэнергия, газ) распределяются централизованно. С региональными органами снабжения (компаниями по распределению материальных ресурсов) предприятия заключают хозяйственные договоры на организацию оптовой торговли, комплексного снабжения, оказания услуг производственного, коммерческого информационного характера. Эти органы также осуществляют предварительную подготовку материалов к производственному потреблению, выдают напрокат приборы, аппаратуру, оборудование, механизмы, оказывают услуги в реализации неиспользуемых материально-технических ресурсов через коммерческие центры и т.д.

При выборе поставщиков следует учитывать ряд факторов: территориальную отдаленность и оперативность поставок, соответствие производственной мощности поставщиков потребностям предприятия в материальных ресурсах, их качество, цену, условия расчетов, возможность предоставления кредита и др. Предпочтение отдается тому партнеру, которых обеспечивает лучшие условия с минимальными затратами.

Между поставщиками и потребителями материально-технических ресурсов заключается договор, регламентирующий условия поставки: объем, качество, цену товара, форму расчетов, сроки доставки, ответственность за нарушение условий договора.

Своевременное и бесперебойное материально-техническое обеспечение производства зависит от точного определения потребности в материальных ресурсах по направлениям их использования: основное производство; капитальное строительство; научно-исследовательские работы; ремонтно-эксплуатационные нужды; изготовление технологической оснастки и инструмента; прирост незавершенного производства; создание производственных запасов.

Существует несколько методов расчета потребности в основных материалах, применяемых в разных отраслях промышленности:

- метод прямого счета (нормативный), который основан на использовании двух показателей: нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) и объема производства продукции (выполненных работ, услуг);

- метод аналогии. Изделие, на которое еще нет норм расхода, приравнивается к аналогичному изделию, на которое нормы расхода уже утверждены, но вводятся поправочные коэффициенты;

- метод типовых представителей предполагает использование средневзвешенной нормы расхода материала на типовой представитель целой группы изделий;

- метод динамических коэффициентов. Потребность в материальных ресурсах устанавливается исходя из фактического расхода данного материала в прошедшем периоде, индекса программы производства и индекса норм расхода материалов;

- метод рецептурного состава, учитывающий процентное содержание каждого компонента в готовой продукции;

- с помощью формул химических реакций (в химической промышленности) с учетом молекулярного веса готового продукта и исходного сырья, процентного содержания чистого вещества в сырье и готовом продукте, величины потерь и др.

Материальные ресурсы поступают на предприятие с интервалами, а используются ежедневно, поэтому необходимо создавать их запасы. По назначению запасы делятся на:

1) текущие запасы, которые обеспечивают работу предприятия в период между двумя очередными поставками;

2) подготовительные запасы - создаются в тех случаях, когда перед использованием материальных ресурсов требуется их специальная подготовка (сушка, раскрой, правка и т.д.);

3) страховые запасы - необходимы на случай неожиданной задержки очередной партии материалов.

Регулирование запасов осуществляется по системам "максимум-минимум", "стандартных партий", "стандартных материалов" и др.

Наиболее распространена система "максимум-минимум", при которой по каждому материалу устанавливаются максимальные и минимальные нормы запасов.

Трансформация социальной инфраструктуры

Конверсия социальной инфраструктуры представляет собой проведение преобразований, связанных с изменением формы собственности объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений и муниципальных органов управления. Одновременно с этим проводится изменение структуры доходов населения и доведение квартирной платы и платы за коммунальные услуги до уровня, обеспечивающего снятие дотаций на покрытие убытков жилищно-эксплуатационных служб.

Проблемы

За последние десятилетия на государственных предприятиях были созданы значительные по своим объемам непроизводственные фонды, которые находятся в настоящее время на их балансе.

Государство, декларируя бесплатность, либо низкую стоимость многих видов услуг гражданам, переложило решение большинства чисто социальных вопросов на предприятия; в первую очередь, - обеспечение жильем, детскими дошкольными учреждениями, медицинским обслуживанием.

Такой подход был выгоден как для государства, так и для руководителей предприятий. Государство в значительной мере снимало с себя бремя забот о строительстве и содержании объектов социальной инфраструктуры. Руководители предприятий, в свою очередь, получили дополнительные рычаги воздействия на трудовые коллективы: с помощью распределения квартир, выделения мест в детских садах, предоставления путевок в дома отдыха работникам и т.д.

В результате проведения такой политики значительная часть объектов социальной инфраструктуры находится на балансе государственных предприятий.

Так, в Нижнем Новгороде предприятия содержат более 50% жилого фонда города. Только на балансе производственного объединения “ГАЗ” находится 2480 тыс. кв. м жилья, 105 детских учреждений на 16807 детей, 13 оздоровительных учреждений на 3420 мест, больница на 1000 коек, реабилитационный центр. В городе Арзамасе лишь 14% жилого фонда находится в муниципальной собственности. Судостроительный завод “Ока” в городе Навашино владеет крупной медико-санитарной частью, которая обслуживает все население города. Помимо неё у завода имеется большой жилой фонд, детские сады, стадион и дом культуры.

Аналогичное положение сложилось и в других городах Нижегородской области.

Структура объектов социальной сферы, их объемы по предприятиям крайне неравномерны. За счет дифференциации нормативов отчислений от прибыли в бюджет государство регулировало размеры средств, направляемых на содержание этих объектов. Нормативов отчислений было множество, они различались как по предприятиям, так и по годам. Убыточным и малорентабельным выделялись дотации из бюджета.

После объявленной 2 января 1992 г. либерализации цен, введения единых ставок налогообложения ситуация резко изменилась. Оставаясь приверженным принципу низкой стоимости жилья и коммунальных услуг, бесплатной медицины, государство не смогло выработать и реализовать целенаправленную политику, которая позволила бы предприятиям адаптироваться к новым условиям.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту