Определение предпочтительных стратегических действий фирмы
Последней ступенью ситуационного анализа является идентификация всех важных стратегических подходов, которые должны сформировать план действий компании. Они должны опираться на выполненный ситуационный анализ и ответить на следующие вопросы[86]: - адекватна ли существующая стратегия движущим силам в отрасли? - как тесно существующая стратегия связана с будущими отраслевыми факторами успеха? - насколько хороша защита существующей стратегии от пяти конкурентных сил в будущем, а не сейчас и в прошлом? - способна ли существующая стратегия адекватно защитить компанию от внешних угроз и внутренних слабостей?
- должна ли компания опасаться конкурентных атак от одного или более конкурентов? - нужны ли дополнительные действия для улучшения стоимостной позиции компании, накопления положительных возможностей или улучшения ее конкурентной позиции?
Обобщающие выводы по теме главы 7
Ситуационный анализ включает пять ступеней.
1. Оценка: насколько хорошо работает существующая стратегия.
Она включает обзор прошлой стратегической деятельности компании и определение логической взаимосвязи отдельных частей стратегии.
2. Проведение SWOT-анализа.
Оценка основных блоков стратегии - сильных сторон ее деятельности; слабые стороны важны, так как они представляют источник повышенного внимания и требуют корректирующих действий. Внешние благоприятные возможности и угрозы следует учитывать, так как хорошая стратегия должна способствовать накоплению положительных возможностей и защите от возможных угроз.
3. Оценка стоимостной позиции компании относительно конкурентов (с использованием цепи действия/стоимость).
Стратегия должна поддерживать стоимостный фактор на уровне соперников, чтобы обеспечить способность компании конкурировать.
4. Оценка конкурентной позиции компании и ее конкурентной силы.
Этот этап показывает, как расположена компания относительно соперников по главным показателям конкурентного успеха. Анализ конкурентной силы показывает, где компания сильна, а где слаба.
5. Определение стратегических подходов и проблем компании.
Целью этого этапа является разработка полного стратегического перечня с использованием ситуационного, а также отраслевого и конкурентного анализа для понимания того, насколько существующая стратегия соответствует внешней и внутренней ситуации компании[87].
В табл. 5 приведена форма представления результатов ситуационного анализа.
Таблица 5
Форма представления результатов ситуационного анализа
1. Индикаторы стратегической деятельности
Индикаторы деятельности |
19 г |
19 г |
19 г |
19 г |
19 г |
Размер рынка | |||||
Рост объема продаж | |||||
Чистая прибыль | |||||
Возврат инвестиций | |||||
Другие? |
2. Внутренние сильные стороны
Внутренние слабости. Внешние благоприятные возможности . Внешние угрозы.
3. Анализ конкурентной силы
КФУ/конкурентные факторы |
Вес |
Фирма |
Фирма |
Фирма |
Фирма |
Фирма |
А |
Б |
В |
Г |
Д | ||
Качество/производственная деятельность | ||||||
Репутация/имидж | ||||||
Доступность сырья/цены | ||||||
Технологическое искусство | ||||||
Маркетинг/распределение | ||||||
Финансовая сила | ||||||
Относительная стоимостная позиция | ||||||
Другие? | ||||||
Общий рейтинг силы |
4. Заключение относительно конкурентной позиции (улучшающая/слабеющая? конкурентные преимущества/недостатки?)
5. Главные стратегические действия/проблемы, которые компания должна учесть.
Краткая характеристика организации.
Компания ОАО «New Oil» занимается продажей, добычей нефтепродуктов и транспортными перевозками. «New Oil» - в дальнейшем, именуемая «фирма», была образованна в 1993 году в России и ведёт свою деятельность не только в России, но и заграницей, на международный ранок она начала выходить с 1997 года, когда в России начинался кризис. Кризис на внутреннем рынке существенно не отразился на деятельность компании, потому, что уже к моменту возникновения кризиса фирма имела на международном рынке свои большие приоритеты, что позволило ей преодолеть кризис на внутреннем рынке, когда ей пришлось направлять свои зарубежные ресурсы на преодоления кризиса на внутреннем рынке. К началу возникновения организации её основатель, Глазистов Валерий Викторович, с начала, долгое время проходил обучение, за границей, обучаясь различным экономическим специальностям, в том числе и по специальности «менеджмент организации», обучение проходило не только в университетах и курсах по экономическим специальностям, но и на практике различных Западных организаций, в том числе и в компании «MEI» («Panasonic»), где в то время ещё руководителем корпорации был её основатель, признанный лучшим предпринимателем XX века, Коносуке Мацусита, в институтах, которые были созданы компанией (Мацуситой) для обучения своих сотрудников и студентов. В результате был получен очень глубокий уровень знаний, для создания очень успешного бизнеса. Многие принципы и философии компании были взяты из принципов и философии компании Panasonic.