Автор зарубежной литературы даёт такое определение, стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников[4].
Я конечно с авторами книг согласен, но я хочу добавить, что стратегический менеджмент – это искусство планирования руководства, основанного на производственных и далеко идущих прогнозов, предполагающий перспективный план действий, направленный на достижение качества новых целей, связанных с коренным изменением, сущности состояния управленческого объекта. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Сегодня область применения стратегического менеджмента многообразна. Он даёт огромные возможности организациям, работающим в различных направлениях самореализоваться в различных сферах жизнедеятельности современного общества.
Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности.
Анри Файоль - разработчик этой концепции, считал, что существует пять исходных функций[5]:
- планирование - организация - распорядительство - координация - контроль.
В современной литературе наиболее распространенными функциями стратегического менеджмента являются:
- планирование - организация - распорядительство (командование) - мотивация - руководство - координация - контроль - коммуникация - исследование - оценка - принятие решений - подбор персонала - представительство - ведение переговоров (заключение сделок).
Рассмотрим четыре основных из них - взаимосвязанные функции стратегического менеджмента:
- планирование - организация - мотивация - контроль.
Планирование.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь их.
По своей сути планирование отвечает на три основных вопроса[6]:
1. Где мы находимся в настоящее время? (оценка руководством сильных и слабых сторон организации в областях финансов, маркетинга, производства, научных исследований и разработок, трудовых ресурсов для определения перспектив)
2. Куда мы хотим двигаться? (руководство определяет цели организации и что может помешать достичь, их оценивая возможности и угрозы в окружающей среде - конкуренция -клиенты, законы, политические факторы и т.д.)
3. Как мы собираемся это сделать? (руководство решает в общих чертах и конкретно, что должны делать сотрудники организации для достижения конкретных целей).
Итак, посредством планирования руководство устанавливает основные направления усилий и принятия решений для достижения общих целей организации.
Планирование в организации не представляет собой отдельного однообразного события в силу того, что:
- некоторые организации прекращают своё существование после достижения цели, ради которой они создавались, поэтому цели пересматриваются; - непрерывность планирования обусловливается постоянной неопределенностью перспектив, так как события могут разворачиваться не так как они планировались, поэтому планы пересматриваются.
Организация.
Организовать - значит создать некую структуру.
- Для того чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать намеченной цели, необходимо структурировать большое количество различных элементов.
- Поскольку всякую работу выполняют люди, важным аспектом функции организации выступает определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из общего количества заданий, существующих в рамках организации[7].
Мотивация.
Задача функции мотивации - выявление побудительных мотивов деятельности каждого члена организации с целью адресного делегирования конкретных заданий.
Контроль.
Контроль обеспечивает организации действительное достижение своих целей.
Выделяют три этапа управленческого контроля[8]:
1. Установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах.
2. Измерение того, что было в действительности достигнуто.
3. Сравнений достигнутого с ожидаемым результатом.
4. Действие, если есть необходимость по корректировке отклонений от первоначального плана.
Для реализации всех четырёх функций стратегического менеджмента требуются следующие связующие процессы:
- Принятия решений (чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных решений, выбрав оптимальный вариант из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из возможностей и есть решение). - Коммуникация - способность передавать абстрактные идеи; процесс обмена информацией, её смысловым содержанием между двумя или более людьми.
По мнению большинства специалистов, современный стратегический менеджмент - «это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей и возможностей предприятия с интересами «всех заинтересованных в его деятельности сторон». Он предполагает не только определение генерального курса развития предприятия и организацию дела на этой основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации…. Это предполагает постановку нового комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и динамики развития, обеспечения своевременности решений и действий, предвидения будущего, анализа последствий управляющих воздействий и инноваций[9]».
В бизнес-инжиниринге, новейшей технологии управления организационным развитием, под стратегическим управлением понимается выработка стратегий деятельности компании с помощью формализованных процедур, которые расписаны по этапам и применяемым техникам анализа и моделирования[10]. Эти процедуры направлены на построение моделей будущего состояния компании, а также программ перехода к этому состоянию («стратегических планов»), где все мероприятия также расписаны по определенным трафаретам и с соответствующей степенью детализации.
Для упрощенных вариантов данного контура, необходима постановка следующего управленческого цикла:
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса[11]. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):
• анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;
• цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;