Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега[46].
Четыре последующие школы пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Представители школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры, стратегия зависит от культуры организации, а процесс ее выработки является коллективным процессом. Теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс и определяется как реакция на изменения во внешней среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой конфигурации», представляет собой подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих — процесс выработки стратегии, ее содержание, организационную структуру и ее окружение. Она опирается на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривается как процесс трансформации[47].
Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие[48]. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.
Философия современного стратегического менеджмента (в отличие от технократического рационализма) основана на системном и ситуационном подходах. Деловая организация рассматривается как “открытая” система. Главные предпосылки успеха изыскиваются не внутри, а вне ее, т.е. успех деятельности связывается с тем, насколько быстро и удачно фирма приспосабливается к экономическому, социально-политическому, социально-культурному окружению. Стратегия представляет собой обобщенную модель совокупности норм, ориентиров, направлений действий организации, необходимых для достижения поставленных целей обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации[49].
Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа и выступает средством связи предприятия с внешней рыночной средой.
Основной акцент при разработке стратегии любой организации делается на анализе конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций, а также конкурентоспособности. Овладение инструментарием системного анализа становится острой необходимостью для многих видов бизнеса[50].
Вместе с тем, как и любой быстро развивающийся организм, современные российские организации подвержены “болезням роста”. Наиболее серьезная из них - неравномерность развития: в первую очередь развиваются те органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу, такие, например, как реклама, рисковые финансовые операции расширение спектра предлагаемых услуг[51]. И существенно уступают, а порой и отсутствуют в работе предприятий и организаций такие виды деятельности, как системный анализ, диагностика, прогнозирование внешней и внутренней среды организации, разработка гибких стратегий, создание адаптивных структур, вовлечение персонала в процесс управления - все то, что относится к сфере современного менеджмента.
Безопасность функционирования трактуется в зависимости от ситуации с разной степенью расширения. Одна из существующих трактовок предполагает, что обеспечение безопасности достигается путем формирования и использования системы стратегического управления, которая получает, например, такое определение – “это технология управления организацией в условиях повышенной нестабильности внешней среды и ее неопределенности”[52].
Сказанное позволяет утверждать, что одним из направлений повышения уровня безопасности деятельности является овладение суммой знаний, необходимых для построения системы стратегического управления. Стратегический менеджмент дает возможность проследить весь комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий, предвидение будущего.
По мнению ряда исследователей, сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
• где сейчас находится организация;
• в каком направлении, по мнению высшего, руководства, она должна развиваться в будущем;
• как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.
Ответы на эти вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственно стратегическое планирование) и реализация стратегии (принятого стратегического решения), как показано на рисунке.
Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше.
Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. С появлением интернет – технологий значительно увеличился объем информации, и организации на прямую могут анализировать сложившуюся ситуацию во внешней среде это можно назвать отправной точкой разработки стратегии[53]. Анализ внешней среды осуществляется в семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, как правило, на трех составляющих: