Каждая из этих стратегий требует необходимых ресурсов, навыков и правильных управленческих действий менеджеров.
Сравнительный анализ конкурентных стратегий и риска их применения приведен в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Сравнительный анализ конкурентных стратегий
Общие конкурентные стратегии | Необходимые ресурсы и навыки | Требования к менеджменту |
Преимущество в издержках |
Значительные инвестиции и наличие доступа к капиталу; необходимы инжиниринговые навыки, эффективное нормирование работ, простота и легкость изготовления, низкозатратная система распределения |
Необходимы: регулярный контроль издержек, надежная организационная структура с системой распределения полномочий, стимулы для достижения высокого качества продукта |
Дифференциация |
Необходимы: навыки маркетинговой деятельности, особое внимание и вложения в НИОКР, творческие способности персонала, репутация фирмы, длительные традиции работы в отрасли, крепкие связи с каналами распределения |
Необходимы: координация проектно-исследовательской деятельности, приоритет качества над количеством продукта, мотивационная среда для творческой работы |
Фокусирование |
Необходимы: дополнительные вложения в точные маркетинговые исследования, каналы распространения товара и его сбыта |
Необходимы: способности выявления наиболее прибыльного сегмента рынка |
Таблица 2
Риск применения конкурентных стратегий
Преимущество в издержках | Дифференциация | Фокусирование |
1.Опасность имитаций: способов, методов, технологий, производственных процессов. 2.Угроза появления новых более эффективных технологий. 3.Пренебрежение маркетинговыми исследованиями. 4.Угроза со стороны инфляции, сводящая к нулю достижения стратегии. 5.Не сочетается со стратегией дифференциации |
1.Опасность имитаций со стороны товаров с более привлекательными свойствами 2.Угроза появления новых технологий 3.Пренебрежение к цене и скрытым в ней издержкам 4.Снижение значимости данного товара для покупателей 5. Не сочетается со стратегией лидерства в издержках |
1.Имитация фокусирования другими фирмами 2.Потеря привлекательности товара для выбранного сегмента из-за размывания границ этого сегмента и рынком в целом или из-за исчезновения спроса на данный товар 3.Возможно выделение конкурентами еще более локального сегмента рынка |
Реализация стратегии в общем виде может быть представлена следующим алгоритмом (рис.1) [8].
Миссияпредприятия |
Цели предприятия | Оценка и анализ внешней среды | Управленческое обследование сильных и слабых сторон | |||
| ||||||
Оценка стратегии | Реализация стратегии | Выбор стратегии | Анализ стратеги ческих альтернатив |
Рис. 1. Алгоритм реализации стратегии
Реализация стратегии ориентирована главным образом на операции — деятельность, связанную с управлением людьми и хозяйственными процессами. Если успешная разработка стратегии зависит от видения ситуации и глубокого анализа отрасли и конкуренции, а также предпринимательского творческого подхода, то успешное осуществление стратегии зависит от умения руководить другими людьми и их мотивации, а также обеспечения должной «увязки» основных видов деятельности организации и задач реализации стратегии. Осуществление стратегии — это практическая, ориентированная на действие задача, которая служит испытанием способности менеджера проводить организационные изменения, проектировать и контролировать хозяйственные процессы, мотивировать людей и добиваться поставленных целей.
Среди элементов реализации стратегии можно выделить [8]:
• формирование организации, способной успешно реализовать стратегию;
• составление сметы, направление достаточных ресурсов в те виды деятельности, которые определяют стратегический успех;
• разработка совместимых со стратегией политики и процедур;
• использование передового опыта и механизмов для непрерывного совершенствования;
• создание вспомогательных систем, позволяющих персоналу компании успешно выполнять свои стратегические функции изо дня в день;
• увязка стимулов с достижением целей и надлежащей реализацией стратегии;
• формирование производственной среды и культуры компании, благоприятствующих принятой стратегии;
• обеспечение руководства, необходимого для успешной реализации стратегии.
Перечисленные управленческие задачи постоянно возникают в процессе осуществления стратегии, независимо от конкретной ситуации, и определяют приоритеты. Обычно в конечном счете выясняется, что одна или две из перечисленных задач более важны и требуют большего времени, чем другие, в зависимости от финансового состояния и конкурентоспособности компании, характера и масштаба требуемых стратегических перемен, необходимости создания конкурентных преимуществ, глубины укоренившихся норм поведения, подлежащих изменению, наличия существенных слабых мест, которые надо исправить, конфигурации личностных и организационных связей, сложившихся на протяжении истории фирмы, а также от степени необходимости получения быстрых результатов и финансовых краткосрочных улучшений, а также от других факторов.