Результат оценки сильных и слабых сторон ООО «Чипита Санкт-Петербург» говорит о том, что у предприятия в целом сильных сторон больше, чем слабых. Среди наиболее сильных сторон предприятия следует отметить многолетний опыт работы на рынке продовольственных товаров, знание его конъюнктуры, понимание особенностей поведения покупателя. Кроме того, предприятие имеет преимущества за счет высокого качества выпускаемой продукции, эффективной организационной структуры и длительных хозяйственных связей с надежными поставщиками.
Основные слабости ООО «Чипита Санкт-Петербург» отсутствие запуска новых продуктов, небольшими производственными площадями и невысокой рентабельностью реализации.
Для обобщения результатов оценки внешней и внутренней среды предприятия используется метод оценки сильных и слабых сторон предприятия, открывающихся перед ней внешних возможностей и подстерегающих ее опасностей, который известен под названием SWOT-анализа. Этот метод позволяет быстро определить стратегическую обстановку, в которой находится предприятие. SWOT - анализ базируется на основном принципе: стратегия должна обеспечивать достаточно полное соответствие внутренних возможностей предприятия (ее сильных и слабых сторон) внешней ситуации (возможностям и угрозам), в которой она находится. В таблице 7 представлены результаты SWOT - анализа.
Таблица 7
Результаты SWOT – анализа
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: Высокое качество товара Известность реализуемых торговых марок Значительная доля рынка Многолетни опыт работы на рынке Наличие долгосрочных устойчивых связей с надежными поставщиками Эффективная организационная структура |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: Отсутствие новых продуктов Отсутствие возможностей для инноваций Небольшие производственные площади Недостаточная рентабельность реализации |
ВОЗМОЖНОСТИ: Повышение общей конкурентоспособности предприятия Широкий рынок сбыта продукции Высокая инновационная динамика в отрасли |
УГРОЗЫ: Снижение общей конкурентоспособности предприятия Расширение клиентской базы конкурентов за счет клиентов предприятия Невысокий уровень технологии Невысокая возможность появления новых потребителей Невысокая рентабельность отрасли |
Как видно из таблицы 7, предприятие обладает достаточным потенциалом для повышения эффективности своей деятельности за счет своих сильных сторон, выделенные же слабые стороны в настоящий момент препятствуют этому. Возможности и угрозы, которые могут повлиять на деятельность предприятия, находятся в зависимости от того, насколько эффективно ООО «Чипита Санкт-Петербург» сможет нейтрализовать свои слабые стороны и укрепить сильные, учитывая ситуацию на конкурентном рынке.
Разработка стратегии предприятия ООО «Чипита Санкт-Петербург»
Миссия характеризует, что представляет собой предприятие, зачем оно существует и каково его единственное в своем роде место. Определить миссию – значит ответить на основной вопрос: «Чем мы занимаемся?» [2].
Основная общая цель предприятия — четко выраженная причина его существования — обозначается как его роль. Остальные цели вырабатываются для осуществления этой роли.
Значение соответствующей роли, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам предприятия, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.
Чтобы выбрать соответствующую роль, руководство должно ответить на два вопроса: "Кто наши клиенты?" и "Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?". Клиентом в данном случае будет любой, кто использует результаты деятельности предприятия.
Стержнем роли (генеральной цели) предприятия должны быть технология, специфика продукции или потребность в ней. Как правило, ее следует ориентировать не на группы покупателей, а на потребности, так как покупатели – категория непостоянная.
Как только определена генеральная цель предприятия, можно выбирать подцели и общие задачи. Последние могут иметь количественную и качественную форму, но они должны носить широкий и вневременной характер.
Чтобы быть эффективными, подцели предприятия должны быть взаимно поддерживающими — т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Процесс стратегического планирования будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства.
Далее следует сформулировать задачи, стоящие перед предприятием.
Задачи - это конкретные, привязанные к определенным срокам результаты, которых предприятие намерено добиться в ходе реализации своих более широких целей.
Обычно задачи формулируются как можно конкретно и количественно, причем упор делают на оценке результата, полученного на пути к достижению целей [8].
Для обеспечения эффективности работы предприятия необходимы не только правильно поставленная цель и задачи, но и возможность их достижения во времени и пространстве. Для этого необходимо определение динамичных пропорций и постоянных и временных связей между задачами и целью на основе конкретных расчетов.
Миссия ООО «Чипита Санкт-Петербург» может быть сформулирована как производство и продажа кондитерских изделий высокого качества.
Основная цель анализируемого предприятия – обеспечение лидирующих конкурентных позиций на рынке кондитерских изделий в России.
Для достижения поставленной цели ООО «Чипита Санкт-Петербург» решает следующие задачи:
· обеспечение выпуска высококачественной продукции в соответствии с планом;
· расширение ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка;
· снижение себестоимости, повышение прибыльности и рентабельности выпускаемой продукции;
· контроль качества выпускаемой продукции;
· расширение рынка сбыта продукции за счет регионов России.
Проведенный анализ основных методов стратегического планирования позволяет выбрать метод, наиболее подходящий для разработки стратегического плана исследуемого предприятия. С этой точки зрения выбрана модель Артур де Литтл.
В целом к числу достоинств модели Shell/DPM можно отнести:
1. Модель решает проблемы объединения качественных и количественных переменных в единую параметрическую систему. В отличие от матрицы BCG, она не зависит непосредственно от статистической связи между рыночной долей и прибыльностью бизнеса.
Недостатки модели Shell/DPM:
1. Выбор переменных для анализа очень условен;
2. Не существует критерия, по которому можно было бы определить, какое число переменных требуется для анализа;