3. Трудно сравнивать бизнес-области, относящиеся к разным отраслям, так как переменные сильно привязаны к отрасли.
4. Ее популярность оказалась ограниченной рамками ряда очень капиталоемких отраслей промышленности, таких, как химия, нефтепереработка, металлургия.
Преимущества данной модели для задач, решаемых в дипломном проекте, сводятся к следующему:
1. Модель позволяет выбрать уточненную стратегию, то есть перейти к оперативному планированию.
2. Значения переменных Х и У для определения фактического местоположения предприятия в матрице в достаточной степени конкретизированы с точки зрения практического использования.
3. Недостатки, присущие модели, не имеют серьезного значения в рамках решаемых в дипломной работе задач.
Чтобы использовать модель ADL, необходимо определить значение следующих переменных Х и У (таблица 8).
Таблица 8
Переменные, используемые в модели ADL
Переменные сильных сторон бизнеса (Ось X) | Переменные стадий жизненного цикла (Ось У) |
Общая конкурентоспособность Патенты Эффективность производства Гарантийное обслуживание Вертикальная интеграция Отношение менеджмента к риску | Стадия жизненного цикла Темпы роста рынка Характеристики конкуренции Приверженность клиента торговой марке Стабильность доли на рынке Препятствие на входе нетехнологического плана Широта производственных линий Развитие технологий |
При определении стадии жизненного цикла отрасли, как предполагается моделью ADL (четыре стадии), в качестве параметров можно использовать семь переменных. В таблице 9 показаны значения переменных, характерные для каждой стадии жизненного цикла.
Таблица 9
Значения переменных, характерные для разных стадий жизненного цикла отрасли
Стадии жизненного цикла отрасли | ||||
Фактор | Рождение | Развитие | Зрелость | Старость |
Темп прироста | ? | > ВНП | < =ВНП | < 0 |
Предсказуемость роста | ? | Неопределенный | Хорошо известный | Хорошо известный |
Продуктовая линия | Базовая | Разнообразная | Обновленная | Сужающаяся |
Число конкурентов | Возрастающее | Большое и возрастающее число с последующим уменьшением | Немного постоянных | Сокращение |
Деление рынка | Фрагментарное | Фрагментарное Несколько лидеров | Концентрация | Дальнейшая концентрация |
Стабильность доли рынка | Непостоянная | Лидеры, меняющиеся позициями | Закрепившиеся лидеры | Высокая стабильность |
Постоянство потребителей | Никакого или небольшое | Некоторое; агрессивные покупатели | Установление определенных покупательских предпочтений | Постоянство |
Стартовые барьеры | Практически никаких | Достаточно низкие | Высокие | Очень высокие |
Технология | Разработка концепции и продукта | Отработка и расширение продуктовой линии | Обновление продуктовой линии | Минимально необходимая |
Для выявления позиции ООО «Чипита Санкт-Петербург»в матрице ADL необходимо определить значения переменных Х и У.
Ось Х – переменные сильных сторон бизнеса (в таблице 8).
Анализ, проведенный во второй главе дипломной работы, позволяет определить следующие значения переменных оси Х:
1. Общая конкурентоспособность ООО «Чипита Санкт-Петербург» может быть оценена как сильная.
2. Патенты – ООО «Чипита Санкт-Петербург» имеет патенты на изготовление круассанов.
3. Эффективность производства – показатели рентабельности находятся на уровне несколько ниже среднеотраслевых значений. Таким образом, эффективность может быть оценена как недостаточная.
4. Гарантийное обслуживание - этот пункт не применим к продовольственным товарам.
5. Вертикальная интеграция – связи с поставщиками и потребителями налажены.
6. Отношение менеджмента к риску – менеджмент старается избегать рисков.
В целом относительное положение ООО «Чипита Санкт-Петербург» можно охарактеризовать как сильное.
Ось У – стадия жизненного цикла отрасли (в таблице 9).
Проведенный в п. 2.2 анализ внешней среды исследуемого предприятия позволяет определить значения переменных оси У.
Значения факторов, характеризующих отрасль продовольственных товаров, выделены жирным шрифтом (таблица 10).
Таблица 10
Значения переменных, характеризующие стадию жизненного цикла отрасли продовольственных товаров
Стадии жизненного цикла отрасли | ||||
Фактор | Рождение | Развитие | Зрелость | Старость |
Темп прироста | ? | > ВНП | < =ВНП | < 0 |
Предсказуемость роста | ? | Неопределенный | Хорошо известный | Хорошо известный |
Продуктовая линия | Базовая | Разнообразная | Обновленная | Сужающаяся |
Число конкурентов | Возрастающее | Большое и возрастающее число с последующим уменьшением | Немного постоянных | Сокращение |
Деление рынка | Фрагментарное | Фрагментарное Несколько лидеров | Концентрация | Дальнейшая концентрация |
Стабильность доли рынка | Непостоянная | Лидеры, меняющиеся позициями | Закрепившиеся лидеры | Высокая стабильность |
Постоянство потребителей | Никакого или небольшое | Некоторое; агрессивные покупатели | Установление определенных покупательских предпочтений | Постоянство |
Стартовые барьеры | Практически никаких | Достаточно низкие | Высокие | Очень высокие |
Технология | Разработка концепции и продукта | Отработка и расширение продуктовой линии | Обновление продуктовой линии | Минимально необходимая |