Анализ результатов, полученных в таблицах 3 и 10, позволяет утверждать, что отрасль продовольственных товаров находится на стадии зрелости.
Таким образом, ООО «Чипита Санкт-Петербург» в матрице ADL занимает позицию «сильная / зрелость».
Для этой позиции метод Артур де Литтл предлагает следующую общую стратегию (естественный выбор):
Удержание положения – Защита положения
или
Удержание доли – Расти вместе с производством
Учитывая проведенный анализ внешней среды предприятия, в качестве специфического выбора определим стратегию «удержание доли – расти вместе с производством».
Модель Артур де Литтл предлагает для выбранного случая следующие варианты уточненных стратегий:
· обратная интеграция;
· развитие бизнеса за рубежом;
· развитие производственных мощностей за рубежом;
· экспорт той же продукции;
· прямая интеграция;
· лицензирование за рубежом;
· методы и функции эффективности;
· новые продукты / те же рынки;
· те же продукты / новые рынки;
· те же продукты / те же рынки.
Учитывая результаты анализа сильных и слабых сторон ООО «Чипита Санкт-Петербург», выберем следующие уточненные стратегии для дальнейшей разработки:
· новые продукты / те же рынки;
· те же продукты / новые рынки.
Ориентируясь на выбранные уточненные стратегии, разработаем стратегические альтернативы ООО «Чипита Санкт-Петербург», включая потребность во всех ресурсах для их реализации.
Стратегия 1. «новые продукты / те же рынки»
Как было выявлено ранее, ООО «Чипита Санкт-Петербург» занимает прочные позиции на отраслевом рынке, имеет положительный имидж и постоянных покупателей. Поэтому для этого сегмента рынка предприятие может предложить новый продукт. Наличие квалифицированных специалистов позволяет предположить, что разработка нового продукта не вызовет серьезных трудностей у предприятия. В качестве нового продукта ООО «Чипита Санкт-Петербург» можно предложить освоить выпуск такого популярного у покупателей продукта как мини-рулеты. Конкуренты ООО «Чипита Санкт-Петербург» производят мини-рулеты и такой товар востребован рынком. Продукция ООО «Чипита Санкт-Петербург», выпускаемая под торговой маркой «7-Days», зарекомендовала себя как высококачественная и доступная по цене, поэтому мини-рулеты, выпускаемые под этой же торговой маркой можно позиционировать как новый качественный продукт торговый марки «7-Days».
Для расчета эффективности выпуска мини-рулетов 7-Days представим приблизительную калькуляцию затрат на их разработку и выпуск. Для составления калькуляции затрат используем разделение затрат на единовременные (инвестиционные), необходимые на начальном этапе для разработки и организации производства мини-рулетов (таблица 11) и переменные, вызывающие необходимость инвестирования в оборотный капитал (таблица 12).
Таблица 11
Инвестиционные затраты, связанные с производством мини-рулетов
Виды затрат | Прогнозное значение, млн. руб. |
1. Маркетинговое исследование рынка продовольственных товаров и продукции конкурентов | 0,01 |
2. Разработка проекта и технической документации | 0,3 |
3. Технологическая линия (переоборудование) | 3,1 |
4. Амортизация технологической линии | 0,6 |
Итого | 4,01 |
Пояснения к таблице:
1. В таблице учтены только те постоянные затраты, возникновение которых обусловлено производством мини-рулетов.
2. Для новой технологической линии предполагается использовать имеющиеся производственные помещения. Поэтому величина их амортизации не включена в калькуляцию.
Таблица 12
Инвестиции в оборотный капитал в связи с производством мини-рулетов
Виды затрат | Прогнозное значение в месяц, млн. руб. |
1.Сырье и материалы | 1,5 |
2.Заработная плата операторов технологической линии | 0,3 |
3.Электро- и теплоэнергия | 0,1 |
4.Горюче-смазочные материалы | 0,1 |
Итого | 2,0 |
Пояснения к таблице:
1. Затраты на материалы и комплектующие включают в том числе и затраты на исследование соответствующего рынка сырья и материалов, заключение договоров с поставщиками, покупку и доставку.
2. Затраты на заработную плату операторов включают все доплаты и отчисления.
Величина годовых переменных затрат составит 2,0*12 = 24,0 млн. руб. Таким образом общая величина затрат на разработку и выпуск мини-рулетов в течение года составит примерно 4,01+24,0 = 28,01 млн. руб. Следовательно, можно сказать, что для реализации стратегии 1 необходимо осуществить инвестиции в размере 28,01 млн. руб.
Планируемое минимальное значение суточного выпуска продукции составляет 6000 шт. При цене отгрузки в 15 руб и условии полной реализации всего выпуска выручка составит 6000*15*360 = 32,4 млн. руб. Без НДС выручка составит 31,2/1,1 = 28,4 млн. руб. В результате ООО «Чипита Санкт-Петербург» за первый год производства мини-рулетов может покрыть свои переменные затраты и получить маржинальную прибыль в размере 28,4 – 24,0 = 4,4 млн. руб., а также и покрыть единовременные затраты. Величина полученной прибыли составит 4,4 – 4,01= 0,39 млн. руб. за 1-й год реализации стратегии.
Поскольку затраты по п. 1-3 и п.5 в таблице 11 осуществляются только в первый год, то во второй год единовременные затраты составят только 0,6 млн. руб. При сохранении тех же показателей объема производства и реализации мини-рулетов, переменных затрат и соответственно маржинальной прибыли предприятие сможет покрыть свои единовременные затраты второго года и получить прибыль от реализации мини-рулетов в размере 4,4 – 0,6 = 3,8 млн. руб. За третий и последующие годы прибыль от реализации составит также 3,8 млн. руб.
Доходность инвестиций можно оценить как 0,39 / 28,01*100% = 1,4%.
Рентабельность реализации во второй и последующие годы составит 3,8/(24,0+0,6)*100% = 15,4%.
Стратегия 2. «те же продукты / новые рынки»