Введение
Среди множества выполняемых руководителями функций очень немногие влияют на работу предприятия столь же значительно как выбор долгосрочных направлений развития, разработка эффективных стратегических планов и деловых подходов, позволяющих получить желаемые результаты. Стратегический менеджмент обеспечивает основу для всех управленческих решений. Следует отметить, что стратегический менеджмент становится все более актуальным для российских предприятий и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.
Стратегический менеджмент предполагает разработку стратегии с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели. На сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще.
Стратегический менеджмент определяет также схему необходимых действий в рамках управления предприятием на этапе роста, финансирования операций, производства изделий или услуг, их реализации и поддержания конкурентоспособности.
Цель дипломной работы - разработка стратегического плана предприятия.
Актуальность дипломной работы - разработка корпоративной стратегии развития на предприятии.
Объект исследования - Финансово-хозяйственная деятельность ООО «Чипита Санкт-Петербург». Предприятие занимается производством и последующей реализацией кондитерских изделий под торговой маркой 7Days.
Предмет исследования – Описание деятельности предприятия «ООО Чипита Санкт-Петербург» проведение SWOT анализа, синтез возможного развития по различным направлениям.
Достижение этой цели обусловило постановку следующих задач:
1. Характеристика основных понятий стратегического планирования.
2. Анализ методов стратегического планирования.
3. Обоснование выбора метода стратегического планирования.
4. Выбор уточненных стратегий
5. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
6. Разработка стратегических альтернатив
7. Выбор наиболее эффективной стратегии.
Диплом состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы дипломного проекта, поставлена цель исследования и сформулированы задачи.
В первой главе исследованы теоретические основы разработки стратегического плана.
Во второй главе проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия.
В третьей главе разработаны стратегические альтернативы и выбрана наиболее эффективная стратегия.
В заключении содержатся основные выводы и рекомендации.
Список литературы состоит из 30 наименований.
Теоретические основы разработки корпоративной стратегии
Суть стратегического менеджмента заключается в определении того, что предприятие должно делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых результатов в будущем, исходя из предполагаемого поведения окружения. При этом определяются и осуществляются действия предприятия в настоящем (ближайшем) времени, обеспечивающие ей определенное будущее. Из этого можно определить понятие стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент – процесс определения целей предприятия и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использования этих ресурсов [2].
Один из основных этапов стратегического менеджмента - это разработка стратегии.
Стратегия может рассматриваться как система всеобъемлющего контроля, как рамка для инноваций, как политическое планирование, как исследование будущего, анализ сценариев, как система способов управленческой деятельности, как идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе
Главным вопросом становится: «Что необходимо сделать фирме в настоящем, чтобы обеспечить ожидаемое будущее?»
Стратегический менеджмент включает в себя три основных этапа [2]:
• анализ внешней и внутренней среды;
• определение миссии (смысла существования) и целей;
• выработка стратегии (й).
Центральными вопросами управленческой стратегии стали вопросы расширения производства, капиталовложений в производственные мощности, вопросы модернизации оборудования, экономии энергии, развития систем управления, повышения эффективности работы.
Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии [1]:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
М. Портер выделил три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Это — преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование [13].
Преимущество в издержках создает большую свободу выбора действий как в ценовой политике, так и при определении уровня доходности продукта. Стратегия снижения издержек широко применялась в конце Х1Х-начале XX вв. Сегодня она приобретает новую популярность в связи с тем, что развитые рыночные экономики вступили в так называемую «эпоху дефляции» (из-за насыщения рынков), означающую общее снижение цен и доходов населения. Основной недостаток стратегии: из-за снижения издержек часто происходит неоправданное снижение качества производимого продукта.
Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами, которые чаще всего бывают закрепленыторговой маркой. Когда уникальность товара закрепляется простой декларацией, тогда говорят о мнимой дифференциации. Эта стратегия получила повсеместное распространение в развитых экономиках во второй половине XX в. по причине насыщения и индивидуализации потребительского спроса. Основной недостаток стратегии: часто требуются значительные вложения средств (инвестиций) в НИОКР и инновационные процессы.
Форсирование — это уделение повышенного внимания одному из сегментов рынка: особой группе покупателей, товаров или ограниченному географическому региону их распространения. Ее основной недостаток — требование точных результатов маркетинговых исследований, что не всегда возможно.