рефераты по менеджменту

Разработка корпоративной стратегии

Страница
13

ООО «Чипита Санкт-Петербург» в настоящее время является лидером по производству круассанов. Предприятие выпускает мини-круассаны в упаковках 65г и 200г., а также миди-круассаны 5шт по 37г. Эти продукты пользуются устойчивым спросом у потребителей.

Для удержания устойчивых позиций предприятия целесообразно расширение рынка сбыта круассанов, например, за счет их реализации Комбинатам школьного питания. Маркетинговое исследование показывает, что школьники часто совершают так называемые «импульсные покупки», поэтому привлекательными для них являются круассаны в упаковке по 65г. В этой связи в качестве второй стратегии ООО «Чипита Санкт-Петербург» можно предложить продвигать круассаны в упаковке по 65г для реализации Комбинатам школьного питания.

Значительная часть затрат, обусловленная реализацией этой стратегии, связана с поиском необходимых контрагентов, разработкой и заключением договора на реализацию продукции. В 30-е годы 20-го века эти затраты были обособлены Р. Коузом и названы трансакционными [17].

Позже в 1960-х годах трансакционные издержки стали центральной категорией теории прав собственности. Теория прав собственности стала основой новой институциональной экономической теории, в которой трансакционные издержки стали объектом минимизации. В неоинституциональной экономике базовой единицей признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакия. Трансакция «используется для обозначения как обмена товарами, так и различными видами деятельности или юридическими обязательствами: сделок как долгосрочного, так и краткосрочного характера, требующих как детализированного документального оформления, так и предполагающих простое взаимодействие сторон [17].

Трансакционные издержки трактуются как «издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок; издержки заключения хозяйственных договоров, контроля за его исполнением и т.д.». [17]

В литературе обычно выделяют шесть видов (форм) трансакционных издержек [17]:

Издержки поиска альтернатив связаны с поиском потенциальных покупателей или продавцов. Существование данного вида трансакционных издержек обусловлено разницей цен на один и тот же товар, не зависящей от разницы в транспортных расходах. К издержкам этого вида также относят потери, связанные с неполнотой и неточностью приобретаемой информации о контрагентах и ценах.

Издержки осуществления расчетов связаны с осуществлением платежей и с соблюдением порядка расчетов своей стороной и со стороны партнера.

Издержки измерения связаны с необходимостью оценки полезных свойств продукции и услуги. Этот вид издержек включает затраты времени на сам процесс измерения, затраты на измерительную технику, затраты на оценку свойств продукции или услуги с помощью посредников (госторгинспекция, общество потребителей, оценщики и т.п.). Кроме того к данному виду издержек относят затраты, обусловленные ошибками, возникающими в процессе измерения.

Издержки спецификации и защиты прав собственности. «Под спецификацией прав собственности понимается определение субъекта, обладающего правом, объекта права, набора полномочий, а также механизма защиты» [17]. К этому виду трансакционных издержек относятся затраты времени и ресурсов на определение объекта и субъекта права собственности и способа наделения им, затраты на восстановление нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты.

Издержки заключения контракта включают затраты на ведение переговоров и выработку условий контракта. При этом, чем более детально разработан контракт, тем меньше будут издержки на защиту прав собственности, так как предполагается, что при максимальной разработанности всех положений контракта виновники нарушения условий контракта будут определены с минимальными затратами, и, соответственно, сам процесс судопроизводства потребует меньших затрат.

Издержки оппортунистического поведения. Оппортунистическим считается поведение участника сделки, отклоняющееся от условий контракта. В результате недостатка, неполноты и несовершенства информации и условий контракта одной из сторон может стать выгодным нарушение условий контракта. К этой группе издержек относятся потери в результате невыполнения партнером договорных обязательств.

При реализации стратегии по реализации круассанов комбинатам школьного питания возникают почти все перечисленные виды трансакционных издержек, требующие осуществления инвестиций (таблица 13).

Таблица 13

Инвестиции, необходимые для выхода на новый рынок

Виды затрат

Прогнозное значение, млн. руб.

1. Затраты на ведение переговоров с комбинатами детского питания

0,1

2. Затраты по осуществлению расчетов

0,1

3. Затраты по оценке качества круассанов и соответствия требованиям к продуктам для детей

0,2

4. Затраты по защите прав собственности

0,2

5. Затраты на разработку и заключение контракта

0,2

6. Затраты в результате отклонений от условий контракта

0,2

Итого

1,0

Пояснения к таблице:

Величина затрат в связи с отклонением от условий контракта может колебаться от нуля (при отсутствии отклонений) до десятков тысяч долларов (при разрыве контракта). Поэтому величина этих затрат в таблице приведена как условно усредненная.

Таким образом величина трансакционных затрат составляет 1,0 млн. руб. Возможный объем реализации круассанов одному районному Комбинату детского питания составляет порядка 20 тыс. руб. в неделю. При реализации круассанов во все 14 районных комбинатов детского питания планируемая выручка за год составит 20*52*14 =14 560 тыс. руб. или 14,56 млн. руб. Без НДС величина выручки составит 14,56/1,1 = 13,24 млн. руб. Затраты на производство круассанов составляют примерно 75% от цены реализации, что составит 0,75*14,56 = 10,92 млн. руб. Прибыль от реализации за первый год составит 13,24 – 1,0 – 10, 92 = 1,32 млн. руб. За последующие годы 13,24 – 10,92 = 2,32 млн. руб.

Итого общая величина инвестиций на реализацию стратегии составляет 1,0+10,92 = 11,92 млн. руб.

Доходность инвестиций можно оценить как 1,32/11,92*100% = 11,1%.

Рентабельность реализации во второй и последующие годы составит 2,32/10,92*100% = 21,4%.

В целом обе стратегии являются прибыльными. При этом стратегия 2 является более эффективной. Однако необходимо отметить, что стратегия 1 также достаточно эффективна, хотя и связана с большими инвестициями.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту