В-третьих, так называемое раннее большинство, к числу которого относят организации, следующие в своём развитии за отраслевым инновационным лидером. Их интерес – сохранение своего присутствия на рынке и удержание своей доли рынка посредством оперативного пересмотра характеристик выпускаемой продукции в сторону нового уровня инновационности, предложенного лидером. Самостоятельного научного поиска такие организации обычно не ведут, успешно довольствуясь имитацией чужих технологических находок. Их выход на рынок знаменуется усреднением отраслевой прибыли, которая остаётся таковой до появления следующей инновации. Инновационно-пассивные хозяйствующие субъекты, запоздавшие с освоением нововведений, теряют свои рыночные позиции. Их продукция, оставаясь новой физически, переходит в разряд морально устаревшей. Кроме того, прослеживается ещё одна закономерность, непосредственно влияющая на интенсивность инновационных разработок.
На ранних стадиях диффузии нововведений никто из участников рынка не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих инноваций. Но под угрозой вытеснения с рынка организации вынуждены применять один из альтернативных вариантов, кажущийся им наиболее перспективным с экономической точки зрения. Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инновационного опыта других организаций. При этом важно отличать подлинные нововведения от псевдоинноваций, то есть от несущественных изменений в продуктах и технологических процессах. В частности, изменение цвета, формы и прочих эстетических модификаций, расширяющих ассортимент. При этом, конечно, новизну инновации следует оценивать как по техническим параметрам, так и по рыночным критериям [21, с. 108].
Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий [22, с. 23].
К особенностям реализации научной политики и инновационных стратегий в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань [23].
По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять инновационные стратегии:
– государственные стратегии активного вмешательства;
– децентрализованного регулирования;
– смешанные.
При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.
Так, в Японии, руководствующейся данной стратегией, наблюдаются тесные связи между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство не только выполняет ориентирующие функции, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов [24, с. 103].
Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.
Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.
Например, государство предлагает в экономической сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфраструктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран [25, с. 304].
В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности [26, с. 539].
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.
В США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственное регулирование инновационных процессов осуществляется в следующих основных направлениях [27, с. 147]:
– стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров мелких и средних инновационных организаций, в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США;
– бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;
– льготное кредитование и выдача грантов мелким организациям – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования;
– формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;
– мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;