рефераты по менеджменту

Пути и механизмы формированя инновационной стратегии в условиях рынка

Страница
6

Система – это целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему более высокого порядка (глобальной системы). Единство объекта с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов [29, 108-109].

Рассмотрение процесса формирования инновационной стратегии как системы подразумевает две составляющие:

– внешнее окружение, включающее в себя «вход», «выход» системы, связь с внешней средой (взгляд вовнутрь, первично);

– внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку «входа» в «выход» и достижение целей системы (взгляд изнутри, вторично).

Анализ инновационной ситуации, сложившейся в организации, должен являться исходным моментом процесса формирования инновационной стратегии организации. Он должен начинаться с краткой характеристики основных целей и задач, стоящих перед организацией в данной сфере деятельности. При этом особое внимание должно уделяться анализу и оценке рыночного положения организации. При этом целесообразно дать описание: инновационного потенциала каждого выпускаемого товара или групп товаров; применяемой на современном этапе инновационной стратегии и тактики; выделить и оценить специфические факторы внешней и внутренней среды; проанализировать и оценить позиции и действия конкурентов (рисунок 5)

[30, с. 271-273].

Рисунок 5 – Принципиальная схема формирования инновационной стратегии организации

Выявление инновационных возможностей и недостатков в инновационном развитии организациицелесообразно осуществлять с целью оценки возникающих у нее инновационных возможностей, а также ожидаемых опасностей. Данный этап должен способствовать осуществлению процессов предвидения изменений экономической ситуации в организации в процессе реализации инновационного планирования. Необходимо отметить, что большие возможности представляют компьютерные технологии. Причем необходимо пользоваться именно специфическими, инновационными преимуществами этих технологий.

Следует заметить, что инновационная возможность представляет собой такое направление усилий организации, на котором оно может достигнуть индивидуализированного, довольно часто лидирующего или монопольного положения на рынках определенных товаров.

В свою очередь, опасности в инновационной сфере деятельности можно определить как осложнения, возникающие в связи с неблагоприятной тенденцией или конкретным событием, которое при отсутствии целенаправленных инновационных усилий может привести к вытеснению товара (услуги) с рынка или ограничению его доступа на рынок.

На основе результатов, полученных на двух предыдущих этапах, на третьем этапе обоснования и разработки инновационной стратегии организации необходимо сформулировать основные проблемы и задачи его инновационного развития на планируемую перспективу [31; 32].

В общем виде инновационную стратегию организации (стратегию инновационной деятельности) можно охарактеризовать как определенное логическое построение, на основе которого организация решает основные задачи, стоящие перед ним в инновационной сфере деятельности. Следует учитывать, что как для каждого отдельного нововведения, так и для каждого производимого товара (услуги) существуют строго индивидуальные стратегии и тактики. Вместе с тем комплексное видение инновационной деятельности организации включает как конкретные стратегии, так и различные аспекты производства и реализации нововведения. Кроме того, следует давать реальную оценку затрат и результатов от осуществления инновационной деятельности организации.

Программы инновационной деятельности в организациипредусматривают конкретизацию общих стратегических положений инновационной деятельности организации, т.е. другими словами, разработку программ тактических мероприятий по достижению конкретных целей, предусмотренных в инновационной стратегии организации. При этом в программе должны быть даны ответы на следующие основные вопросы [33, с. 273]:

– Что необходимо осуществить?

– Когда необходимо конкретное осуществление?

– Кто конкретно должен заниматься данным инновационным мероприятие?

– Какие ожидаются затраты?

Система контроля инновационной деятельностив организации включает следующие элементы:

– контроль за реализацией годовых инновационных планов;

– контроль инновационной деятельности;

– стратегический контроль инновационной деятельности.

Стратегическое управление инновациями решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальное среде организации. В широком смысле – это процесс предвидения глобальных изменений в экономической ситуации и поиска крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие организации. Любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, так или иначе основаны на нововведениях. Например, продуктово-рыночная стратегия направлена на развитие новых видов продукции и технологии, сфер и методов сбыта.

Инновационная политика (стратегия нововведений) требует объединения технической политики с политикой капиталовложений. Такая политика основывается на определенных объектах исследований и поиске новых технологических возможностей.

Стратегия – это взаимосвязанный комплекс действий с целью укрепления жизнеспособности и экономической мощи организации по отношению к конкурентам. С выбором стратегии связано создание планов проведения исследований и разработок, а также других форм инновационной деятельности. Стратегическое планирование преследует определенные цели, основными из которых являются следующие [34; 35]:

1 Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая внутренняя стратегия. Планируется ограничение в использовании таких ресурсов, как капитал, технологии, люди. Приобретаются организации в новых отраслях и осуществляется выход из неприбыльных (нежелательных) отраслей. Подбирается эффективный портфель организаций.

2 Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению таких внешних факторов, как политика, демография, экономические изменения.

Стратегическое планирование требует проведения многочисленных объемных исследований и основано на сборе и анализе данных перерабатываемой среды. Это позволяет постоянно контролировать рынок, где обстановка изменяется стремительно. Стратегию разрабатывают так, чтобы её можно было заменить на другую. Разработка стратегии начинается с четкой формулировки общей цели организации, понятной каждому ее сотруднику. Общая цель должна учитывать такие основные факторы [36, с. 207]:

– основные направления деятельности организации;

– рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношение к потребителю, ведение деловых связей);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту